вторник, 22 сентября 2009 г.
никола мокрый
by
Jenny
А ещё в Ярославле есть изразцы!
Ими украшены все большие храмы конца XVII века. А особенно церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове и – церковь Николы Мокрого.
До первых двух мы не добрались – это слободы за Которослью.
Но вот быть в Ярославле и не увидеть Николу Мокрого…
На самом деле, как и большинство Ярославских храмов, это ансамбль из двух церквей – летней - Никольской, просторной - и тёплой, маленькой - Тихвинской.
Никольских церквей в Ярославле несколько, поэтому все они имеют уточнения: Николы Надеина, Николы Рубленый город, Николы Пенского…
Почему этот Никола – мокрый вполне понятно. Он построен на месте более ранних деревянных церквей между двумя ручьями, впадавшими в Которосль. Местность эта называлась – Киселюха. Сразу представляется что-то непролазно-топкое (мы в первый приезд Катек в Ярославль оценили это вполне, кажется).
Никольский храм, четырехстолпный, пятиглавый, без подклета, с двумя шатровыми приделами, папертью и шатровой же колокольней, был выстроен в 1660-1670 годах. Изразцовый декор появился чуть позже, в конце XVII столетия, сейчас от него мало что осталось, скорее угадывается всё это великолепие.
Вот, осталось изразцовое обрамление окон.
Росписи внутри (мы их не видели в этот раз) выполнены, по всей вероятности, костромскими и ярославскими мастерами – артелью Гурия Никитина. Да, теми же мастерами, что расписывали Илью Пророка – лаконично, прозрачно, повествовательно, с обилием бытовых сцен (как сразившие мартышек «Жнецы»).
Эстеты говорят, что пропорции храма, особенно его барабанов и глав подгуляли… не знаю, привычный же – как оценить…
Тёплая Тихвинская церковь построена в 1686 году. Она примечательна тем, что апсида у неё – прямоугольная! И ещё главкой украшена.
Но самое замечательное во всем ансамбле, то, ради чего я всех туда и таскаю – это шатровый притвор Тихвинской церкви, просто устланный изразцами разных форм!
Что такое изразцы?
Это декоративные рельефные кирпичи – плинфа. Которые не просто обожжены, но и ещё покрыты специальной поливой – эмалями и глазурью (стеклянистыми массами), которые тоже – обожжены.
При изготовлении изразцов из дерева делалась лицевая пластина с орнаментом, на её основе выполнялись гипсовые формы. В эти формы закладывалась глина, просушивалась, на готовые просушенные образцы наносился, как правило, тонкий слой белой глины (иначе цвета получались из-за красной основы очень тёмными). И после этого производили обжиг. Потом вручную наносился рисунок и опять – в обжиг.
Процесс был трудоёмкий и непростой, потому что небольшое отличие температуры давало разные цвета на одинаковых изразцах, которые потом надо было соединять в единый пояс. Полива обжигалась при очень высокой температуре в специальной системе горнов. Причём вынимать изразцы было нельзя, пока печь не остывала, иначе они трескались.
Разноцветные изразцы научились делать, кстати, только в XVII веке, до этого были просто муравленные, т.е. зелёные. На многих ранних XVII века церквах именно такие и были. И в притворе Тихвинской церкви на шатре именно такие же, фигурные зелёные.
Цветов было всего пять: белый, желтый, синий, зелёный, коричневый. Оттенков множество, ещё больше форм и орнаментов. Оксиды меди давали зеленовато-синий оттенок, хрома -зелёный цвет, оксид марганца – коричневый с оттенками фиолетового, оксид кобальта – от голубого до синего, оксид железа – жёлтый. Белый, как правило – это просто слой глины. Цвета, кстати, зависели не только от температуры, но и от состава глины. На ярославских глинах, богатых железом, например, оксид меди давал не синий, а зелёный цвет.
Смысл поливных изразцов был не только и не столько в украшении, было ещё два аспекта – духовный и бытовой: прозрачные глазури раскрывали идею света как одной из субстанций Бога, но в то же время полива предохраняла кирпичи от разрушения.
А ещё в Ярославле есть изразцы!
Ими украшены все большие храмы конца XVII века. А особенно церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове и – церковь Николы Мокрого.
До первых двух мы не добрались – это слободы за Которослью.
Но вот быть в Ярославле и не увидеть Николу Мокрого…
На самом деле, как и большинство Ярославских храмов, это ансамбль из двух церквей – летней - Никольской, просторной - и тёплой, маленькой - Тихвинской.
Никольских церквей в Ярославле несколько, поэтому все они имеют уточнения: Николы Надеина, Николы Рубленый город, Николы Пенского…
Почему этот Никола – мокрый вполне понятно. Он построен на месте более ранних деревянных церквей между двумя ручьями, впадавшими в Которосль. Местность эта называлась – Киселюха. Сразу представляется что-то непролазно-топкое (мы в первый приезд Катек в Ярославль оценили это вполне, кажется).
Никольский храм, четырехстолпный, пятиглавый, без подклета, с двумя шатровыми приделами, папертью и шатровой же колокольней, был выстроен в 1660-1670 годах. Изразцовый декор появился чуть позже, в конце XVII столетия, сейчас от него мало что осталось, скорее угадывается всё это великолепие.
Вот, осталось изразцовое обрамление окон.
Росписи внутри (мы их не видели в этот раз) выполнены, по всей вероятности, костромскими и ярославскими мастерами – артелью Гурия Никитина. Да, теми же мастерами, что расписывали Илью Пророка – лаконично, прозрачно, повествовательно, с обилием бытовых сцен (как сразившие мартышек «Жнецы»).
Эстеты говорят, что пропорции храма, особенно его барабанов и глав подгуляли… не знаю, привычный же – как оценить…
Тёплая Тихвинская церковь построена в 1686 году. Она примечательна тем, что апсида у неё – прямоугольная! И ещё главкой украшена.
Но самое замечательное во всем ансамбле, то, ради чего я всех туда и таскаю – это шатровый притвор Тихвинской церкви, просто устланный изразцами разных форм!
Что такое изразцы?
Это декоративные рельефные кирпичи – плинфа. Которые не просто обожжены, но и ещё покрыты специальной поливой – эмалями и глазурью (стеклянистыми массами), которые тоже – обожжены.
При изготовлении изразцов из дерева делалась лицевая пластина с орнаментом, на её основе выполнялись гипсовые формы. В эти формы закладывалась глина, просушивалась, на готовые просушенные образцы наносился, как правило, тонкий слой белой глины (иначе цвета получались из-за красной основы очень тёмными). И после этого производили обжиг. Потом вручную наносился рисунок и опять – в обжиг.
Процесс был трудоёмкий и непростой, потому что небольшое отличие температуры давало разные цвета на одинаковых изразцах, которые потом надо было соединять в единый пояс. Полива обжигалась при очень высокой температуре в специальной системе горнов. Причём вынимать изразцы было нельзя, пока печь не остывала, иначе они трескались.
Разноцветные изразцы научились делать, кстати, только в XVII веке, до этого были просто муравленные, т.е. зелёные. На многих ранних XVII века церквах именно такие и были. И в притворе Тихвинской церкви на шатре именно такие же, фигурные зелёные.
Цветов было всего пять: белый, желтый, синий, зелёный, коричневый. Оттенков множество, ещё больше форм и орнаментов. Оксиды меди давали зеленовато-синий оттенок, хрома -зелёный цвет, оксид марганца – коричневый с оттенками фиолетового, оксид кобальта – от голубого до синего, оксид железа – жёлтый. Белый, как правило – это просто слой глины. Цвета, кстати, зависели не только от температуры, но и от состава глины. На ярославских глинах, богатых железом, например, оксид меди давал не синий, а зелёный цвет.
Смысл поливных изразцов был не только и не столько в украшении, было ещё два аспекта – духовный и бытовой: прозрачные глазури раскрывали идею света как одной из субстанций Бога, но в то же время полива предохраняла кирпичи от разрушения.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
4 коммент.:
ооо, всё как мы любим - "начиная с камеры обскуры", спасибо ))
Хочу изразцовых фоток много и в подробностях. Буду студентам показывать. Дашь?
неужели нет??? )))
Церква забавная - барабаны действительно непропорциональные, но от этого особенно милые - как будто церковь вытягивает шею, чтобы выглянуть поверх крыши... не разобрался - чего (Тихвинской? или это уже какая-то трапезная пристроена?).
А изразцы мне больше ранние красноглиняные рамочные нравятся. Совсем ранние. С Александром Македонским и градом Иерусалимом. Впрочем, это, по-видимому, предвзятый взгляд первобытчика )))
Отправить комментарий