понедельник, 11 апреля 2011 г.
парк-музей живун
by
Jenny
После прошлогодней поездки в Новгород стала придирчиво относиться к этнографическим музеям под открытым небом.
Раньше было проще, что ли, с восприятием.
Есть Кижи - уникальные памятники и органично их окружающие вода, небо, клочки суши, - простор и воля.
Есть Хохловка, Тальцы и Ангарская деревня - обычные строения, спасённые от затопления и разрушения, ставшие уникальными не из-за архитектурных, скажем, достоинств, а просто потому что все прочие подобные - уничтожены временем и людьми.
И есть ещё множество музеев, создающих новоделы или сберегающих сохранившиеся типичные постройки, характерные для данной местности...
И назначение их не в сохранении неповторимого, не в громкой славе единичности, а в сохранении традиции и памяти как раз обычного, обыденного. В связи с бытом, с жизнью.
Ну, так примерно.
И Живун как раз такой.
Тут население смешанное - кочевое, сосредоточенное вокруг оленеводства, и оседлое. Не, скорее полукочевое - со всеми этими охотничьими и рыбачьими сезонными переселениями в угодья...
При этом, конечно же, этнические коми вовсе не были только оседлыми, а ханты только кочевыми, не всё так просто )))
Здесь стационарные сёла часто соседствуют с сезонными поселениями-гортами.
Музей "Живун" создан на берегу Малой Оби на месте реальной хантыйской деревни, практически исчезнувшей к концу XX века. Что интересно - как только музей стал стабилен, вокруг него опять возникла жизнь, в заброшенные строения стали возвращаться люди.
Музей начался в 1999 году с трёх построек - летней хантыйской избы, лабаза и зимнего хантыйского двора.
Сейчас построек уже намного больше - их частично перевозят из заброшенных селений, частично строят по образцам - повторяют реально существующие и действующие.
А ещё есть экспозиционный комплекс «священное место» и всякие надворные постройки (навесы, дровяные чумы).
Ну, и в разное время года строят сезонные объекты: зимний меховой, летний берестяной и брезентовый чумы, сенные чумы и шалаши.
При их строительстве пытаются соблюдать метод реконструкции - путешествуют, записывают, сравнивают и накапливают знания в регулярных музейных экспедициях по Шурышкарскому району. Соблюдают традиции возведения построек, реалистичность материалов и технологий...
Очень интересно рассказывают о шерстяном сукне для чумов или о выделке бересты для кровли, например, - как её вываривают, чтобы она стала эластичной...
...циновки ещё чудесны - не из тростника или папоротника, нету тут таких материалов... а просто из ветвей.
Такие циновки (как это по-хантыйски - не знаю) постилают на снег в чуме по периметру, там, где потом ставят нары... вспомнила брезентовые былые палатки без пола - удобно на такую циновку и дутик сложить, если что...
Ещё мне очень понравилась печь в зимнем жилище...
...и шкуры, шкуры оленей, и одежда северных ханты, и безумные пёстрые яркие ткани - зелёно-красные в крупных цветулях да ещё с жёлтой отделкой... красно-жёлто-зелёное и иногда синевато-зелёное... на белом и бежевом... очень эстетично и нарядно )))
В каждом строении - холодная экспозиция или выставка, сменяемая летом зачастую на что-то иное... требующее иного температурно-влажностного режима )))
Множество интересных не то чтоб предметов, а приспособлений - инструментов для сверления, выдалбливания, вытачивания, или вот - дивный по простоте "станок" для обтачивания круглых деталей (пуговиц, например).
Или предмет женского рукоделия, названия которому не постигла - многофункциональныя слегка выпуклая доска с округлыми краями и - ящичком под разную мелочевку!!!
Ну, и блестюче-звенящие чучи, навешанные на охотничьи сумки - от мелкашечных гильз, нанизанных этакими бусиками... и украшенных шестерёнками, дырявыми монетками, значками, а то и просто притёртыми флаконными пробками... а сумка-то сама - роскошная! меееех и орнамент...
И окна в мир...
В прошедшем году построили ещё один объект - двухэтажную хозяйственную постройку с отдельными входами на первый этаж - для женщин, и на второй - исключительно для мужчин и духов (женщина может передвигаться только по земле и полу, и лишь мужчине позволено использовать лестницы). Внутри помещения не соединяются никак.
И последняя постройка - лабаз.
Поясняю, предваряя вопросы, что лабазы это такие домики - срубы под крышей, поднятые над землёй - на сваях или столбах...
...ничего не напоминает? ага, на курьих лапах...
Лабазы ставились и в поселениях, и в лесу. Понятно, что они отличались размером и "вознесённостью" над землёй.
Назначение могли иметь вовсе разное - и просто как место хранения припасов от хищников, и место, связанное с культами, с духами... и в лесу - как некая охотничья, защищённая от зверья "база"... Здесь лабазы иногда в лесу встречаются очень высоко поставленые над землёй - не на сваях или столбах, а прямо на толстом высоченном дереве.
Это реконструкция одного реального таёжного лабаза, слегка уменьшенная и поставленная ниже, чем оригинал.
...и всё это, заметьте - живое.
Здесь уже 10 лет, почти от основания музея, проводятся обрядовые праздники.
Тут, кстати, не шутят с такими вещами... утверждают у старожилов место, где можно поставить постройку или устроить то же "священное место" или лабаз.
Иногда проводят свадьбы - с соблюдением обрядов, а также фестивали традиционных ремесел.
В последние годы появился опыт организации индивидуальных этнографических туров - с жизнью в чуме, национальной кухней и попытками получения навыков выживания в здешних суровых условиях...
А ещё - здесь каждое лето действует детский этнографический лагерь, с такой же программой.
После прошлогодней поездки в Новгород стала придирчиво относиться к этнографическим музеям под открытым небом.
Раньше было проще, что ли, с восприятием.
Есть Кижи - уникальные памятники и органично их окружающие вода, небо, клочки суши, - простор и воля.
Есть Хохловка, Тальцы и Ангарская деревня - обычные строения, спасённые от затопления и разрушения, ставшие уникальными не из-за архитектурных, скажем, достоинств, а просто потому что все прочие подобные - уничтожены временем и людьми.
И есть ещё множество музеев, создающих новоделы или сберегающих сохранившиеся типичные постройки, характерные для данной местности...
И назначение их не в сохранении неповторимого, не в громкой славе единичности, а в сохранении традиции и памяти как раз обычного, обыденного. В связи с бытом, с жизнью.
Ну, так примерно.
И Живун как раз такой.
Тут население смешанное - кочевое, сосредоточенное вокруг оленеводства, и оседлое. Не, скорее полукочевое - со всеми этими охотничьими и рыбачьими сезонными переселениями в угодья...
При этом, конечно же, этнические коми вовсе не были только оседлыми, а ханты только кочевыми, не всё так просто )))
Здесь стационарные сёла часто соседствуют с сезонными поселениями-гортами.
Музей "Живун" создан на берегу Малой Оби на месте реальной хантыйской деревни, практически исчезнувшей к концу XX века. Что интересно - как только музей стал стабилен, вокруг него опять возникла жизнь, в заброшенные строения стали возвращаться люди.
Музей начался в 1999 году с трёх построек - летней хантыйской избы, лабаза и зимнего хантыйского двора.
Сейчас построек уже намного больше - их частично перевозят из заброшенных селений, частично строят по образцам - повторяют реально существующие и действующие.
А ещё есть экспозиционный комплекс «священное место» и всякие надворные постройки (навесы, дровяные чумы).
Ну, и в разное время года строят сезонные объекты: зимний меховой, летний берестяной и брезентовый чумы, сенные чумы и шалаши.
При их строительстве пытаются соблюдать метод реконструкции - путешествуют, записывают, сравнивают и накапливают знания в регулярных музейных экспедициях по Шурышкарскому району. Соблюдают традиции возведения построек, реалистичность материалов и технологий...
Очень интересно рассказывают о шерстяном сукне для чумов или о выделке бересты для кровли, например, - как её вываривают, чтобы она стала эластичной...
...циновки ещё чудесны - не из тростника или папоротника, нету тут таких материалов... а просто из ветвей.
Такие циновки (как это по-хантыйски - не знаю) постилают на снег в чуме по периметру, там, где потом ставят нары... вспомнила брезентовые былые палатки без пола - удобно на такую циновку и дутик сложить, если что...
Ещё мне очень понравилась печь в зимнем жилище...
...и шкуры, шкуры оленей, и одежда северных ханты, и безумные пёстрые яркие ткани - зелёно-красные в крупных цветулях да ещё с жёлтой отделкой... красно-жёлто-зелёное и иногда синевато-зелёное... на белом и бежевом... очень эстетично и нарядно )))
В каждом строении - холодная экспозиция или выставка, сменяемая летом зачастую на что-то иное... требующее иного температурно-влажностного режима )))
Множество интересных не то чтоб предметов, а приспособлений - инструментов для сверления, выдалбливания, вытачивания, или вот - дивный по простоте "станок" для обтачивания круглых деталей (пуговиц, например).
Или предмет женского рукоделия, названия которому не постигла - многофункциональныя слегка выпуклая доска с округлыми краями и - ящичком под разную мелочевку!!!
Ну, и блестюче-звенящие чучи, навешанные на охотничьи сумки - от мелкашечных гильз, нанизанных этакими бусиками... и украшенных шестерёнками, дырявыми монетками, значками, а то и просто притёртыми флаконными пробками... а сумка-то сама - роскошная! меееех и орнамент...
И окна в мир...
В прошедшем году построили ещё один объект - двухэтажную хозяйственную постройку с отдельными входами на первый этаж - для женщин, и на второй - исключительно для мужчин и духов (женщина может передвигаться только по земле и полу, и лишь мужчине позволено использовать лестницы). Внутри помещения не соединяются никак.
И последняя постройка - лабаз.
Поясняю, предваряя вопросы, что лабазы это такие домики - срубы под крышей, поднятые над землёй - на сваях или столбах...
...ничего не напоминает? ага, на курьих лапах...
Лабазы ставились и в поселениях, и в лесу. Понятно, что они отличались размером и "вознесённостью" над землёй.
Назначение могли иметь вовсе разное - и просто как место хранения припасов от хищников, и место, связанное с культами, с духами... и в лесу - как некая охотничья, защищённая от зверья "база"... Здесь лабазы иногда в лесу встречаются очень высоко поставленые над землёй - не на сваях или столбах, а прямо на толстом высоченном дереве.
Это реконструкция одного реального таёжного лабаза, слегка уменьшенная и поставленная ниже, чем оригинал.
...и всё это, заметьте - живое.
Здесь уже 10 лет, почти от основания музея, проводятся обрядовые праздники.
Тут, кстати, не шутят с такими вещами... утверждают у старожилов место, где можно поставить постройку или устроить то же "священное место" или лабаз.
Иногда проводят свадьбы - с соблюдением обрядов, а также фестивали традиционных ремесел.
В последние годы появился опыт организации индивидуальных этнографических туров - с жизнью в чуме, национальной кухней и попытками получения навыков выживания в здешних суровых условиях...
А ещё - здесь каждое лето действует детский этнографический лагерь, с такой же программой.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
7 коммент.:
А как это они пуговки обтачивают? Шпиндель-то чем крутят? Не понял я что-то. Некомплектный станок?
зануда ))) ремешки в комплект поставки не входят...
А "холодная экспозиция",что вообще холодная? То есть, забортной температуры? Не топят в домиках? А то вот мне кульковые коллеги из Латвии фоток привозили - там при этномузее живет бабулька, задача которой (единственная) постоянно топить печки в домах - для поддержания температурного режима и жилого вида.
"ремешки в комплект не входят" - вот так и дурят нашего брата. Не поставят главную-то запчасть, а после какие-нибудь студенты и не могут понять, откуда у чего ноги растут (((
не, печку не топят... это же надо, как упомянутая тобой бабулька, делать регулярно - или уж вот так: с забортной, но зато постоянной температурой, медленным выстуживанием и прогреванием домика... и почему в помещениях в холод быстрее вымерзаешь, чем на улице?
Психосоматика, я думаю. Раз в доме - должно быть тепло. Подсознательно расслабляешься - а оно вовсе и не тепло... А на улице наоборот - мобилизация, тсзть, ресурсов организьма )))
спасибо за фото. использовала для лекции
Отправить комментарий