пятница, 13 июля 2012 г.

камни! камни и немного люди




Женя Смирнова построила в Карабихе выставку "Камни и люди Карабитовой Горы"...
Ха.
Выставка сначала наверняка была про архитектуру? ну, конечно, и про людей.
Архитектуру Карабихи и людей, её созидавших.
Но Карабиха - волшебная.
Помимо архитектуры на выставке появились - камни...
Но не те, из которых строилась усадьба. Более древние.
Сначала рассматривалась как экспонат запылённая плита с явно плоским и явно темнее остального камня верхом, да и ещё с неглубокими ямками... не, я не настаиваю, что это вот так сразу и чашечник... не!
Его же надо хотя бы помыть и рассмотреть эти самые ямки, - как они выглядят, не припорошенные ничем... и, честно говоря, хотя с него всё и началось, он так и лежит мирно на своём месте и ни на какую выставку его не поместили...
(Кирпич, конечно же, - для масштаба. К сожалению, остальные камни ни с чем не соотнесла)



Но, в общем, я лукавлю.
Всё началось давно, в другую эпоху, когда Владимир Алексеевич нашёл - Камень.
Мы с ним носились, пытаясь найти аналоги или хотя бы понять назначение.
Но ничего тогда про него узнать не удалось.
Зато он породил некоторое количество промерянских мифотворческих историй, которые спустя десять лет уже рассказывают как устойчивые истины.
[При всей моей симпатии к мерянам (а как иначе относится к дальним предкам), - пафос и непрофессионализм неомерян утомляют.
На одном из сайтов, как раз этот камень обсуждая, договорились до того, что слово Карабитова (Гора) произошло от того же корня, что и каравай].
Ещё камень попал в акварельные и живописные работы четы Бутусовых.
Но номерок постоянного пользования коллеги мне на него водрузить на ФЗК не позволили, несмотря на обычную мою убедительность... Оставили на длительном ВХ и - сдали в школу в открывающийся там музей. По акту! конечно, по акту!!
Что, собственно, и позволило камень вернуть в музей в нынешнюю эпоху общего увлечения следовиками, чашечниками и другими непонятными (=священными) камнями.
Конечно, я иронизирую.
Но кому же нравится обгонять мэйнстрим?
Словом - Камень.
И да - он обработан. Нет, это не естественно выкрошившаяся порода.
И да - среди валунов, которыми укреплена старая набережная Ярославля, есть похожий камень с крестом, только тамошний крест, честно говоря, более сомнителен на предмет обработки и больше тянет на естественное происхождение полос.
Камень большой - примерно 80х80х50 см. Если правильно оцениваю.
Впрочем, видна кирпичная кладка - для масштаба же.



Ну, словом, дальше было волшебство.
Стоя у Рубленного домика, Андрей и спрашивает: а что вы так упёрлись в выцарапывание камня у школы? возьмите другой, да хотя бы - вот этот.
Упомянутый камень валяется в траве около Рубленого домика. Давно.
Присмотрелись. А и правда, что бы его не взять?
Красота же?
...и провод от обогревателя так же змеится, да-да...
Где аналоги???
Не шифер ли это вообще, кстати? да-да, овручский, из которого пряслица делали?



...и ещё нашли камень - обработанный с одной стороны.
Он был вкопан этой плоской поверхностью вверх? или это, наоборот, низ? или, может, это - лапа??? или просто он обтёсан для кладки?
Но обработан же!




-- А это вы специально рядом камень поставили так? птицу и змею?
-- ????
-- А что, вы не видели, что на этом камне солярный знак?
Бурное веселье (мне как-то показалось, что это было удовольствие: я их не подвела, волшебство Карабихи продолжается).
В общем, они не видели. И просто так положили камешек рядом с розовым с извилинами...
Хотя знак на картинке и не очевиден (снимала на бегу: музей закрывался), но мне показалось, что на нём рукотворный крест со слегка загнутыми вправо концами - почти свастика...




Я не знаю, как смотрят эту выставку не-музейщики, не-архитекторы, не-выходцы из Карабихи.
И не буду обсуждать её достоинства и недостатки формальные.
Хочется нахваливать содержание.
Например, Женя нарисовала дивную генеалогию одной из ветвей князей Голицыных, где вместо портретов - виды усадеб, построенные каждым...
Получилось - генеалогия усадебной архитектуры...



Человек присутствует только один. Там-то сильно засмущалась, когда Ленка мне ткнула пальцем, а теперь - хвастаюсь, что ли? на фоне Карабихи (в центре) гражданка с фотоаппаратом, мдя. Снимается вот этот кадр.
Но в общем, я растрогалась, что уж.
Ещё на выставке - бытовые предметы, собранные при реставрационных работах, и клад посуды, и прорисовки и фотографии реставрационных работ.



Мне понравились барочные фальш-окна, использованные как рамы для показа чертежей-фотографий про строительство усадьбы и особенно здания, ставшего Восточным флигелем.



...и покрупнее, чтобы рассмотреть:




Вот такая выставка...
А в Нижнем парке бьют ключи... и кажутся живыми...
...кроме людей, их неостывающего тепла, кроме камней с их непрекращающимися загадками, в Карабихе есть ещё парки... и весёлая живая вода...



24.08.2012

4 коммент.:

Kate комментирует...

меня пока везли из лиссабона в альгарве завозили показывать местный "стоунхедж" - один высокий камень и вокруг него пониже стоят. местные приходят прикладываться к ним за детородной силой и мужчины, и женщины. и есть в португалии оказывается специальный тур по менгирам, которых там немало

Наталия Бутусова комментирует...

Да, всё так... На выставку Владимиром Алексеевичем предлагал и другие интересные валуны, которые находятся на территории музея, а сколько камней пропало! Как, например, камень, похожий на голову медведя http://vk.com/album114170810_153635884?act=edit&z=photo114170810_279424602%2Falbum114170810_153635884.
Что на камне не крест, а коловорот, тоже видно, и на Ярославском камне, что теперь закопан после реконструкции набережной, как раз более явные следы обработки, чем на Карабихском камне. И к меря этот камень, скорее всего, не имеет отношения, так же и вряд ли здесь было "языческое капище", в современном понимании слова "капище". А ведь уже в Википедии пишут, что " Историки утверждают, что на Карабихской горе было языческое капище".

Jenny комментирует...

Наталья! как я рада Вас слышать! привет огромный Владимиру Алексеевичу! спасибо

Наталия Бутусова комментирует...

Владимир Алексеевич передаёт Вам привет! В.А. помнит выставку Вашей коллекции ёжиков в Западном флигиле и поэтому понял, кто написал текст.