понедельник, 2 февраля 2009 г.
село опiшне-опошня-опишное и музей гончарства
by
Jenny
...Здесь сумасшедшие совершенно небеса, запахи, звуки, тепло и свет.
Здесь древнее поселение на границе Дикого поля и оседлости, размеренности, постоянства.
Здесь люди с таким внутренним достоинством, что понятно сразу, что не только запад с каменными мешками-городами и замками – цивилизация.
Быт – почти тот же, что тысячу лет назад, сельский, уютный, неспешный.
Люди помнят, что они тут с восьмого века, и занимаются все эти столетия одним и тем же – ремеслом, которое перестает теперь, конечно, быть таковым, а часто – игра, и лукавство, и легкая усмешка, и пресловутое мужество бытия…
На этом месте в 1894-1899 годах находилась первая в Левобережной Украине земская изразцовая гончарная мастерская.
Здания построены знаменитым архитектором и художником Василием Кричевским в 1916 году, с 1925 по 1985 в них располагался завод художественной керамики...
...а это множество мемориальных досок на стене завода.
Ремесло было бы совсем вытеснено современным производством: гончаров все меньше, бывшие тут четыре гончарных заводика разрушены.
Если бы не музей!
Музей вовсе не сельский – самосознание тут такое, космическое.
...Жила-была старушка. Вышла в юности замуж за гончара в неизбывно каком уже поколении, стала ему помогать расписывать посуду, дружила с другими гончарами, собирала их работы и полтавскую вышивку… Ну, и наказала однажды старшему внуку из всего, что есть еще в селе и что сама собрала за жизнь, сделать музей, да не просто, чтоб память хранить или даже традицию, а чтоб помнить, как все устроено…
Внук, как завещала бабуся, основал музей, 22 года назад.
И еще центр изучения гончарства (теперь мирового уровня).
И симпозиумы ежегодные гончаров.
Музей комплектует, хранит показывает керамику – скифскую, трипольскую, средневековую, нового времени, современности, а также авторские скульптурные композиции.
Музей возрождает не только ремесло, но и образ жизни, сознание, язык.
В селе есть художественная школа - а точнее, школа гончаров, на территории которой и проходят симпозиумы...
У музея есть открытая территория постоянной экспозиции монументальных работ и выставочный зал, а ещё два филиала - мемориальные дома-усадьбы опишнянских гончаров Александры Селюченко и семьи Пошивайло.
На самом деле я к глине до Опишного относилась очень утилитарно, хотя вот посуда на кухне у меня преимущественно глиняная, да. Но здесь! какие разные оттенки самой глины! а формы! а роспись и замечательные эти украинские слова ещё, ага - одно только слово фляндривка чего стоит!
На опишнянском базарчике, конечно, накупила всего: чашки, кувшин, подсвечники, а самое главное - турку!!! совершенно непристойной конфигурации, согласна.
...Для меня в Опишном замкнулся некий круг в понимании древнерусской керамики.
Как разные люди делают однотипные сосуды, с одинаковым диаметром дна, толщиной стенки, формой венчика. Ну, да, все то, что позволяет археологам строить типологические ряды.
Ну, в сущности, понятно, что такое творчество и ваяние единичного, по крайней мере – узнаваемо (здесь это тоже есть – и какое!!)...
Совершенно привычно массовое, штампованное производство.
Понять, что такое творчество в заданных формах и размерах или то же творчество в пределах канона, - сложно.
Мне повезло увидеть живое ремесло второй раз, и кажется, это такое, миросознанческое для меня потрясение…
Не знаю, смогу ли донести свой восторг, или знание мое пришло ко мне озарением и остается тихой радостью и сумасшедшим размахиванием руками, не более...
Все посты про Опишное написаны по мотивам письма приятелю, из Опишного в Петербург, 16.06.2008.
7 марта 2010 разделила один большой (длинный пост) с мелкими картинками на много мелких постов с большими картинками
Далее:
экспозиция под открытым небом
мои любимые композиции
влюблённый кентавр
горожанка на природе
казацкие сюжеты
опишнянские львы
выставка керамики
холмы опишного
обновлено 7 марта 2010 года
...Здесь сумасшедшие совершенно небеса, запахи, звуки, тепло и свет.
Здесь древнее поселение на границе Дикого поля и оседлости, размеренности, постоянства.
Здесь люди с таким внутренним достоинством, что понятно сразу, что не только запад с каменными мешками-городами и замками – цивилизация.
Быт – почти тот же, что тысячу лет назад, сельский, уютный, неспешный.
Люди помнят, что они тут с восьмого века, и занимаются все эти столетия одним и тем же – ремеслом, которое перестает теперь, конечно, быть таковым, а часто – игра, и лукавство, и легкая усмешка, и пресловутое мужество бытия…
На этом месте в 1894-1899 годах находилась первая в Левобережной Украине земская изразцовая гончарная мастерская.
Здания построены знаменитым архитектором и художником Василием Кричевским в 1916 году, с 1925 по 1985 в них располагался завод художественной керамики...
...а это множество мемориальных досок на стене завода.
Ремесло было бы совсем вытеснено современным производством: гончаров все меньше, бывшие тут четыре гончарных заводика разрушены.
Если бы не музей!
Музей вовсе не сельский – самосознание тут такое, космическое.
...Жила-была старушка. Вышла в юности замуж за гончара в неизбывно каком уже поколении, стала ему помогать расписывать посуду, дружила с другими гончарами, собирала их работы и полтавскую вышивку… Ну, и наказала однажды старшему внуку из всего, что есть еще в селе и что сама собрала за жизнь, сделать музей, да не просто, чтоб память хранить или даже традицию, а чтоб помнить, как все устроено…
Внук, как завещала бабуся, основал музей, 22 года назад.
И еще центр изучения гончарства (теперь мирового уровня).
И симпозиумы ежегодные гончаров.
Музей комплектует, хранит показывает керамику – скифскую, трипольскую, средневековую, нового времени, современности, а также авторские скульптурные композиции.
Музей возрождает не только ремесло, но и образ жизни, сознание, язык.
В селе есть художественная школа - а точнее, школа гончаров, на территории которой и проходят симпозиумы...
У музея есть открытая территория постоянной экспозиции монументальных работ и выставочный зал, а ещё два филиала - мемориальные дома-усадьбы опишнянских гончаров Александры Селюченко и семьи Пошивайло.
На самом деле я к глине до Опишного относилась очень утилитарно, хотя вот посуда на кухне у меня преимущественно глиняная, да. Но здесь! какие разные оттенки самой глины! а формы! а роспись и замечательные эти украинские слова ещё, ага - одно только слово фляндривка чего стоит!
На опишнянском базарчике, конечно, накупила всего: чашки, кувшин, подсвечники, а самое главное - турку!!! совершенно непристойной конфигурации, согласна.
...Для меня в Опишном замкнулся некий круг в понимании древнерусской керамики.
Как разные люди делают однотипные сосуды, с одинаковым диаметром дна, толщиной стенки, формой венчика. Ну, да, все то, что позволяет археологам строить типологические ряды.
Ну, в сущности, понятно, что такое творчество и ваяние единичного, по крайней мере – узнаваемо (здесь это тоже есть – и какое!!)...
Совершенно привычно массовое, штампованное производство.
Понять, что такое творчество в заданных формах и размерах или то же творчество в пределах канона, - сложно.
Мне повезло увидеть живое ремесло второй раз, и кажется, это такое, миросознанческое для меня потрясение…
Не знаю, смогу ли донести свой восторг, или знание мое пришло ко мне озарением и остается тихой радостью и сумасшедшим размахиванием руками, не более...
Все посты про Опишное написаны по мотивам письма приятелю, из Опишного в Петербург, 16.06.2008.
7 марта 2010 разделила один большой (длинный пост) с мелкими картинками на много мелких постов с большими картинками
Далее:
экспозиция под открытым небом
мои любимые композиции
влюблённый кентавр
горожанка на природе
казацкие сюжеты
опишнянские львы
выставка керамики
холмы опишного
обновлено 7 марта 2010 года
ярлыки:
музеи,
Опiшне,
пропитание,
ремёсла,
солнце
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий