понедельник, 18 января 2010 г.

восприятие времени: прошлое


Рассуждение о прошлом неплохо начать с обращения к событию, тоже - из прошлого.
…лет в двадцать придумался сюжет... пожилая женщина едет в трамвае по милому старинному городу, смотрит в окно и погружается в воспоминания, перепутанные с несбывшимися мечтами.
…о людях, которых видит… одноклассниках и сослуживцах, родственниках и дальних знакомых.
…но часто оказывается, что человеческие судьбы переплетаются вне её памяти.

Зачем мы вспоминаем прошлое? И что вспоминаем? Что вообще помним?
Радость и бывшее счастье? Упущенные возможности? Страдания?
События? Людей? Обстановку?
Забавно слушать, кто что вспоминает и как рассказывает об этом. Что помнит и что выбирает для рассказа. Факты, образы, слова, впечатления…

…недавно поняла, что чаще всего вспоминаю себя, точнее разные свои состояния, в неразрывной связи с бывшими до и после них… а иногда – яркие ощущения и эмоции, а также мысли-озарения )))
…ну, если я думаю про город, например, в котором была некоторое время назад, – представляю не совокупность улиц, а воздух, пыль, цвет и свет, и – что я, будучи в этом городе, чувствовала и думала… это не мешает мне, попав в этот город снова, легко ориентироваться в улицах, кстати.

…вспоминаю – большей частью для того, чтобы понять, что происходит со мной сейчас, почему я поступаю так, а не иначе... что могу изменить, не утратив себя, а с чем придётся смириться.
…вспоминаю – чтобы оглянуться и убедиться, что это всё ещё я… несмотря на всё бывшее со мной… и при том порадоваться, что тем не менее уже – другая… благодаря всему со мной происходившему.

И будущее для меня – всегда раскидистое дерево с неисчислимыми возможностями и вероятностями, но при том необратимостью сделанного выбора.
…настоящее – что-то вроде бесконечной сети, где всё взаимосвязано, хотя не всегда очевидно… и чаще всего эти связи невозможно рассказать словами.
…а прошлое – туго закрученная спираль: всё повторяется, но совсем иначе… а что-то из несбывшегося и так сильно желанного осуществляется спустя годы… и тоже - иначе.
…хотя уже совсем не верилось, что такое возможно… но сбывается.
…и непонятно, что с этим делать… когда прошлое приходит в настоящее, но будущее пока неопределённо и пугает.
Зато - жизнь.

здесь - настоящее и будущее