Очень сильное впечатление - и от храма как постройки и как места отшельничества, и от его нынешнего музейного состояния.
Ну, если последовательно.
Церковь, кельи и круговой коридор для крестного хода вырыты в толще мела вручную.
По преданию, это сделали греческие монахи-иноки, они же основали соседний Дивногорский Успенский монастырь (километрах в 10 от хутора Дивногорье).
Как-то они беспокойно бродили с чудотворной иконой по окрестностям, и вот в этом месте она вознеслась на меловой столб–диву. Тут и стали вырубать храм и кельи.
Холодно в толще мела. Холодно и влажно.
Поразительно, как вручную можно выполнить такое сооружение...
Алтарная часть подобна алтарям обычных церквей... полукруглая апсида с жертвенником и дьяконником по сторонам... невысокая солея...
...переспросила - был ли иконостас, да, был - двухярусный, но непонятно, какого времени... Мне почему-то почудилось, что поздний... так мне нравятся древние открытые церкви...
...узкие клиросы...
...квадратные опоры, арки...
Всего в храме пять зон: восточная часть главного нефа; его средний участок; притвор и два боковых нефа.
Меня поразил круговой подземный ход-коридор 95 метров длиной - да, тоже вырытый вручную... как они рассчитывали угол поворота? наклон пола точно в середине пути?
...а почему крестный ход идёт против солнца? вдруг удивилась и поняла, что не знаю (((
Вдоль всего подземного коридора встречаются крупные ниши - стасидии: прямоугольные с полукруглым верхом...
Сюда должны были складываться тела упокоившихся монахов - и если они не разлагались от святости, то так тут и оставались... иначе - их хоронили обычным способом в могилах.
Сейчас стасидии полны ночных бабочек...
Из левой части притвора вверх поднимается лестница.
...лестница ведёт вверх и влево, в отдельное помещение в толще мела... там были кельи монахов, кухня и трапезная.
Узко и уединённо.
Необычно, что в кухне прорублено окно - в живой мир, в небо... это так окно выглядит снаружи...
В прошлом году музейный проект "Лики меловых храмов - реальные и мультимедийные" стал одним из победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".
Дабы избежать заполнения храма музейным оборудованием, но увеличить информативность объекта был разработан проект мультимедийной экспозиции, которая позволит не только раскрыть страницы истории данной церкви, покажет недоступные для осмотра культовые пещерные памятники региона, но и приоткроет причины ухода христианина под своды пещер. Эти сюжеты будут раскрыты в трех видеоблоках, проецируемых непосредственно на меловую стену. Осмотр храма будет сопровождаться органичным звуковым сопровождением (колокольные переливы, церковные песнопения, духовная музыка). Это создаст ни с чем несравнимый эмоциональный настрой. В целях сохранения церкви и как объекта культового назначения, для расположения мультимедийного оборудования была выбрана наиболее этичная точка показа – притвор...Получается, мы одними из первых увидели результ )))
Фильмы лаконично-содержательные, очень аккуратные.
Потеряв в своё время и навсегда звонкость голоса от всего-то одного сезона в нетопленном Восточном флигеле, искренне радуюсь за коллег: вести часовую экскурсию при +9 и группе больше 10 человек очень трудно. Мультимедийные приложения не просто освобождают храмовое пространство от музейных предметов (а в условиях здешнего температурно-влажностного режима это были бы к тому же преимущественно копии), но и берегут людей. Хорошо.
Но более всего мне понравилось освещение - узкие яркие вмурованные светильники дают вполне достаточно света, чтобы не начать беспокоиться и страдать от клаустрофобии.
И снимать можно без вспышки (вечерний режим с рук).
Но на волю всё равно хочется...
0 коммент.:
Отправить комментарий