понедельник, 15 июля 2013 г.

театр без зрителей и актёров




А я сегодня была в театре...
...неееее, просто прогуливалась! по совершенно пустому зданию вместе с Ольгой Ш. и Дугармой.
Удивительное здание...
Даже не знаю, что меня больше поразило:
-- замыслы творца,
-- осуществление спустя годы и уже без автора проекта - или -
-- завершённая в 2011-2012 годах реконструкция и реставрация...

В середине 1930-х сотрудником архитектурно-проектных мастерских Моссовета А.Н.Фёдоровым был разработан проект (сначала дворца культуры, а потом -) театра.
Начали строить перед самой войной и - понятно, что с её началом заморозили строительство. А к тому моменту, когда возобновили (1952), А.Н.Фёдоров уже умер. Но тем не менее воплотили всё без изменений: особенно в интерьерах живо прочитывается стиль 1930-х, мне кажется...

С 2006 здание закрыли на капитальный ремонт и реставрацию. И - восстановили со всеми задумками 1930-х! С лозунгами и гербами...

Особенно впечатляют орнаменты, символы и декор...
...и ведь не только национальные тут мотивы, здесь - не режущие глаз сочетания: переплетения узнаваемых классических, буддийских, бурятских орнаментов и - советских символов!



...особенно хороши узел бесконечности в компании со звездой и серпом-молотом, по-моему...



Или вот, прелестное прочтение классического и национального наследия, и тут же стилизованная звезда-цветок...
...правда ведь это не только не оскорбительно, ведь не передёргивает и не корёжит от такого...
...а - хочется такое разгадывать как ребусы и шарады: что нам тут сообщают?



По всей вероятности, сообщают тут нам, что жизнь идёт своим ходом, необратимо, и новые верования, символы и атрибуты должны мирно вплетаться и обогащать традиционное... я не вижу тут воспевания советского строя. Потому что, кажется, это такая аккуратная и мягкая пропаганда. Если только это пропаганда, а не ирония, не очередной перевёртыш-меннипея вообще - кто их знает, жителей непостижимых для меня 1930-х.
...напишут обличение - покою как гибели творца (или превращению в мастера=мэтра)... а поколения читателей доверчиво считают, что автор тоже мечтал о покое (и остановке в развитии, что ли?) и сам себя считал - Мастером... ха!
Так что и тут может всё быть не так просто, подумалось мне не раз...
Вот это, пожалуй, ярче всего - звезда в обрамлении лотоса... а лотос в буддизме у нас что? чистота, конечно, а ещё - рождение из грязи незапятнанного и чистого... По-моему, в сочетании с пятиконечной звездой - сильно, а?
Надо почитать про архитектора-автора проекта, пожалуй...



Само здание.
Рассказывают, что А.Н.Фёдоров изучал буддийские дацаны (Аннинский) и местные жилища... здание театра очень своеобразное: сталинский ампир, высоченное округлое с колоннадами, увенчанное фигурными башенками... намёк на субурганы, ага - хранилище реликвий (и могилы лам)...



Основной объём - это трёхэтажный круг... ну, да напоминает юрту и снаружи, и внутри... хотя смысл есть и второй: гороо - традиционное в дацанах ритуальное хождение по кругу прежде чем зайти в святыню-храм...
...а со стороны площади (справа - на картинке) врезан ещё один затейливый прямоугольник, меня подкосивший внутри - интригую, расскажу чуть позже, ага... Кассы и вход сейчас отсюда.
С противоположной стороны, где планировался парадный вход, - этакие пропилеи... со ступеньками, портиками и колоннадами...
Чуть позже размещу картинку - вид снизу: сразу за театром начинается спуск вниз, к реке Уде...


Зал, небольшой, уютный, "правильный" - с партером, амфитеатром, ложами и умилительной галёркой - по всему периметру зала, вроде бы тоже ложи - в одно кресло!
После ремонта часть галёрки перепланировали под осветительные и звукозаписывающие комнаты.
...Над балконом по периметру зала убедительная золочёная надпись, - полная цитата, не половинка, как принято цитировать! - "Искусство должно принадлежать народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Ленин"



Красота главная в зале - это плафон и светильник.
Ольга говорит: "...расписан в технике русской темперы" - класс, как звучит! в 1952 основу для темперы готовили на кондитерской фабрике "Красный Октябрь" - из нескольких тысяч яичных желтков!!! пигменты, как я поняла, частично искусственные.
А холст, по преданиям, расстилали для грунтования в Ленинской библиотеке, в подвале, мда... это всё-таки не стенная роспись, получается, а паволока-левкас, что ли? любопытно...
Это вид на плафон и светильник со стороны сцены - "вверх ногами"... чтобы представить форму и общее впечатление:



А это - фрагмент, чтобы посмотреть на изображение (почему-то цвет угулял в императорский пурпур)...
Вот, собственно, они - пропилеи парадного входа театра с ликующими народами...
Тут есть узнаваемые знатоками первые и легендарные актёры и музыканты театра, дети и внуки многих из которых трудятся в театре сейчас. А есть просто люди - буряты и русские (семейские).
А светильник-солнце?



После реставрации в театре стали работать и приглашённые постановщики - наши из Большого и Кировского, а также немцы, корейцы, а с осени прошлого года художественным руководителем театра стал Морихиро Ивата, и в Улан-Удэ потянулись японские туристы!
Месяц назад была премьера Дон-Кихота, готовится Аида...
Оперы идут на итальянском-немецком, над сценой есть панель для бегущей строки перевода...
...а над оркестровой ямой ещё аллюзия - (псевдо)кессонный потолок...




В первом этаже меня привлекли "утопленные" по сравнению с общим пространством фойе гардеробные - предавалась осмыслению, насколько удобно сдавать-получать одежду слегка снизу...




В вынесенный боковых колоннадах скрываются лестничные марши. Театр ориентирован практически с севера на юг, и лестницы (утром одна, вечером другая) бывают разукрашены бликами витражей... да, ещё вот эти кокетливые висюльки балюстрады очень милые, а?



Витражи - с фигурками в национальных костюмах: юноша - лучник, барышня танцует...
Ну, да, только Ольга сомневается, что художник видел или по крайней мере пытался воспроизвести национальные костюмы. Скорее - сценические. И занудно (ура!) поясняет, почему...
У барышни, кстати, на поясе - гуу (привет искореняемому буддизму).
А юноша стреляет не из боевого или охотничьего лука, а из спортивного, точнее наконечник стрелы у него для спортивной стрельбы...
Люблю музейщиков!




Второй этаж фойе также идёт по кругу, с очень симпатичными диванами, широкими светлыми окнами и национальными орнаментами на невысоком, но не угнетающе-давящем потолке...



А, ещё очень красивые решётки на отопительных и вентиляционных приборах, вот...




...и всё было прекрасно, пока я не попала вот в эту вынесенную в сторону площади конструкцию - где в первом этаже кассы и вход...
Это я сняла уже с балкона третьего этажа, чтобы точнее передать своё ощущение - после ходьбы по кругу и буддийско-бурятско-советского, представленного в изобилии...
...отделённый от фойе гранёными колоннами, высокий двусветный зал, с круглыми окнами, расписным потолком-небом, со светильниками и дверкой в углу и... ну, иконостасом же (слева)!



Граждане, это только мне так кажется?
Смотрите! дружба народов, конечно, да... богатая хозяйственная пограничная Бурятия, и каждая фигурка - символ... а всё же, всё же... это формы зала-светильников-окон со мной такую шутку сыграли? непонятно...



...ну, да, знамя с ликами не Спас-в-Силах, но как-то... деисусно выглядит эта группа, нет?
В экскурсии рассказывают, что это - триумф и победа нового строя...
...спросила осторожно Ольгу, - и что, никому больше не привиделось ничего тут? очень её озадачила, мда.
А себя запутала - как-то уже другая концепция складывалась из предыдущего увиденного...
Над горельефом ещё один витраж - с гербом Бурят-Монгольской автономной республики...




Ну, и наконец, - небо... да, плафон, воспевающий вечно синее небо.
Ну, да, видимо... в аккурат там, где барабану бы быть... с фигурками вокруг, да...



Меня поразило это скрупулёзное восстановление (по крайней мере, внешне) памятника.
Эх, кто бы посмотрел ещё на него, с нашей стороны, не только с бурятско-буддийской...


2 коммент.:

Konst комментирует...

Очень красиво и интересно! С людьми было бы не так, пустота тоже здесь выступает как часть общей концепции, как мне кажется...
По поводу - "Искусство должно принадлежать народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Ленин"
То, что оно уходит в самую толщу корнями - это не значит, что оно принадлежит тому, кого опутало и присосалось корнями. И пьет соки...
Бррр. Устал от ГИМа, и несу околесицу ))))

Jenny комментирует...

сочувствую, Костичек!
а мне тут, как обычно - благостно!