воскресенье, 28 марта 2010 г.

фанданго. александр грин


Вот, запрограммировали некоторые меня на высказывания про особенно мною любимые книги, так ведь и тянет - высказываться... Ну, как всегда - с середины...
Нынешнюю осень и особенно неожиданно морозную снежную зиму всё мне вспоминалась небольшая и не так уж и известная новелла А.Грина "Фанданго".



Так бывает - что-то из прочитанного нам нравится по созвучию - характера или ситуации... что-то порождает ностальгию-воспоминания, а что-то меняет жизнь и иногда даже определяет будущие её события... а есть будто специально для тебя написанное - читаешь сразу про всё... а другим не очевидно... и сам рассказ, новелла, роман кажутся малоценными, что ли...

Зимой, когда от холода тускнеет лицо и, засунув руки в рукава, дико бегает по комнате человек, взглядывая на холодную печь, — хорошо думать о лете, потому что летом тепло.

...ах, как всё это перекликается с нынешней зимой...

Закоченев, дрожа, я не мог решиться выйти, хотя это было совершенно необходимо. Я не люблю снег, мороз, лёд — эскимосские радости чужды моему сердцу. Главнее же всего этого — мои одежда и обувь были совсем плохи. Старое летнее пальто, старая шляпа, сапоги с проношенными подошвами — лишь этим мог я противостоять декабрю и двадцати семи градусам.

И все описания холода, и безденежье, и именитая мёртвопись с двумя засохшими мухами в роли пары классических ворон... и так знакомое смещение зрительного центра при предощущении значимых событий...
...угасание старого быта, живейшее описание - новой жизни, Петербурга начала 1921 года...
...цыгане - всегда, а после петрозаводского прошлой весны эпизода - столь остро мною воспринимаемые... мразная реальность и летняя разнеживающая дремота мечты... уход в комфортный милый мир... и возвращение - домой...
Мотив фанданго, нежный и страстный ритм всей новеллы...



Ну, и метания осени... почему, когда у человека рана физическая - ему сочувствуют все, а когда, простите, душа болит, считается (и говорится в лицо), что он как-то "зажрался"? не вникая... нет, не буду статистиком Ершовым, не смогу...

— Что я имею? — вскричал Ершов. — А вот что: я прихожу домой в шесть часов вечера. Я ломаю шкап, чтобы немного согреть свою конуру. Я пеку в буржуйке картошку, мою посуду и стираю бельё! Прислуги у меня нет. Жена умерла. Дети заиндевели от грязи. Они ревут. Масла мало, мяса нет, — вой! А вы мне говорите, что я должен получить раковину из океана и глазеть на испанские вышивки! Я в океан ваш плюю! Я из розы папироску сверну! Я вашим шёлком законопачу оконные рамы! Я гитару продам, сапоги куплю! Я вас, заморские птицы, на вертел насажу и, не ощипав, испеку! Я… эх! Вас нет, так как я не позволю! Скройся, видение, и, аминь, рассыпься!
Он разошёлся, загремел, стал топать ногами. Ещё с минуту длилось оцепенение, и затем, вздохнув, Бам-Гран выпрямился, тихо качая головой.
— Безумный! — сказал он. — Безумный! Так будет тебе то, чем взорвано твоё сердце: дрова и картофель, масло и мясо, бельё и жена, но более — ничего! Дело сделано...


...а что - смогу? и впрямь - как бы вот так: выпасть из муторных обстоятельств и - попасть в счастье... ну да - чтобы "всё перевернулось и в перевернутии оказалось на своём месте"...

На прошлой неделе неожиданно замкнулся некий круг размышлений - походом в Дом учёных...
...ага, интерьеры там - чудесные, но за фотографии просят денег, по-моему, это исключительно нечестно... тут же вспоминались учёные и служащие, увиденные в этом же доме - Грином... традиции, однако... Так что - только виды из окна и вот - живенькая оконная фурнитура...





И не было в Доме учёных Бам-Грана, гитар, ароматов дальнего зноя, а были картины Стаса и радость от них...
И пришло ощущение завершённости некоторого жизненного этапа, метаний и неуверенности...
Ну, понимание: перевернутия не будет. И (может быть, временное) спокойное приятие этого.
Будет так, как есть. И хорошо, что - есть.

В равнине над морем зыбучим,
Снегом и зноем полна,
Во сне и в движенье текучем
Склоняется пальма-сосна...