воскресенье, 7 июня 2009 г.

застава ильича


Мы закончили наши труды...
С чувством исполненного долга пришли домой, включили телевизор, и - залипли...
Ни Катька, ни я не видели, оказывается, раньше "Заставу Ильича"...
Во всей её красе...

Нет, не так излагаю - мы пришли и - залипли на фильм, не зная, что это: раньше не видели, не знакомо...

Мне увиделись-услышались аллюзии на Ремарка, Шпаликова и - особенный для меня 1965 (мне показалось, фильм снят в 1963-64, явно до 1965)...
Полезла в инет смотреть программу передач... и там вот и узнала, что - смотрим: фильм Марлена Хуциева 1965 года "Застава Ильича", авторы сценария - М.Хуциев и Г.Шпаликов...

Не знаю, что видит Катька, некогда мне спрашивать и наблюдать... в фильм я упала, в маааалюсенький гостиничный телевизор... и успела уже неоднократно пореветь - о Шпаликове, Кульчицком (привет, Настя) и - моем бесконечно любимом Павле Когане (которого я так и не процитировала в связи с 9 мая, но непременно к нему - вернусь!)...
...ну, и захлебнувшись - от эмоций, слов, звуков, видов Москвы, хотя и чёрно-белых...

...фантастический - Марлен Хуциев! и любимый мой - Шпаликов, да - с его невротизмом, балансированием - на краю... нет, не удержаться...
...совершенно завораживающий фильм... как же раньше его не видела я... или - как всегда: всё во-время???
...фильм, сразу завлёкший - перекличками с известным, тем, что - в крови, кажется (тем, чем жили родители, ну, предыдущее мыслящее поколение)... и - совершенно неожиданным: отсутствием ханжества в межличностных отношениях, например!
...и картинками, движением, панорамами (я обзавидовалась, и дополнительно - уревелась, ага)... а что мы знаем о Маргарите Пилихиной, операторе фильма? а ничего...

...специально проведённый и отснятый вечер в Политехническом: хроникальная съёмка, вписанная в художественный фильм... и там - все такие узнаваемые! но самые яркие - вовсе не герои эпохи - Евтушенко-Вознесенский-Рождественский-Казакова-Ахмадулина, а военное поколение - Светлов, Поженян и - страдающий Слуцкий (привет, Павел), читающий ушедших старших, не своё...
...ушедших, талантливых, никому не нужных - Когана, Кульчицкого... как всё непросто... нет гармонии: ты востребован не там, где талантлив, и выживать - тяжко, не всегда хочется... Шпаликов рефлексирует, а я страдаю, тоже не очень хочу потому что...
...а ещё Москва, я по ней соскучилась, оказывается...

...а вот сейчас показывают - день рождения Ани... какое движение!!!
..."картошку на стол!" - и метанье рук над котелком, а фоном - французская песенка... и тут же - советские бравурные новости в телевизоре... и диалог: - я замужем! - так я не руки у вас прошу, а телефон, - и дребезжащий нервный менуэт...
- Офигеть, - говорит Катька.

...и сцена иллюзорная встречи с отцом, который погиб - младше будучи, чем герой, который ищет у него поддержки... "что я тебе могу сказать"...

...и Ремарковское понимание дружбы - через эпохи и события... и Пушкин, Маяковский и тот же - Павел Коган... не знала, что он для кого-то значим ещё... и то, что для Шпаликова, оказалось - значим... Шпаликов для меня - в том же круге...

...и тоже там - длинная линия: там Тарковский, Видов, Светличная, Прыгунов, Щербаков, Кончаловский - в эпизодах!!! очень странное ощущение!

...какое кино!

1 коммент.:

Татака комментирует...

Грустно, что не видела этого фильма в этот раз, но было интересно услышать твое видение его.