среда, 17 июня 2009 г.

сохранение, реставрация, реновация




Случай занёс меня на выставку.
Третью международную специализированную "Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация".
И я честно просидела целое заседание, слушая доклады сопутствующего семинара!!!
Что, впрочем, мне всегда страшно нравится - доклады по смежным темам. Ну, когда слушаешь не археолога, а антрополога, не искусствоведа, а реставратора, не музейного сотрудника, а преподавателя музеологии... Понимаете? Профессионала, который те же предмет и объект видит под другим углом, со своей колоколенки-башенки... Чудо просто!



Вчера просто рассматривала, как разные реставрационные и образовательные конторы строят быстренько свои загончики выставки - в огрооооомном Смольном соборе немножко они подзатерялись...



Доклады слушать не осталась - ушла трудиться...
Сегодня было три доклада про один проект (с подпроектиками) Музейный квартал.

Проект придумали сотрудники кафедры музейного дела и охраны памятников факультета философии и политологии Петербургского госуниверситета.
Картина нарисована слегка идеалистическая, но вполне осмысленная и вовсе не прожектёрская, и уже многое - сделано!!! Подробности, если интересно, смотрите на сайте факультета, мне понравилось, что всё выложено в интернете...

Вот, потом я послушала доклад двух свежезащищённых магистрантов программы "Искусство реставрации" опять же Петербургского университета.
Один доклад мне понравился необыкновенно!!! Умница барышня поведала про домовые росписи Вологодской области: внешние и интерьерные, красивые, со львами и цветами... Тёмно было в соборе, картинки вышли дрожащие...

Барышня мотылялась по Вологодским, Устюгским, Тарногским деревням, фотографируя уходящую красоту, спасая хотя бы так - изображениями... А авторы таких волшебных росписей были не вологжане, а - костромские и вятские пришлые мастера...

Ещё стало мне грустно от размышлений директора Петербургского реставрационного лицея об обучении, квалификационных требованиях и профессионализме музейных реставраторов. Все понимают, что надо беречь историко-культурное... но как много, увы, держится на энтузиазме, вопреки существующим предписаниям и нормам... Очень печально!

Да, если разобраться, помимо щенячей моей радости от нового, стыкующегося с интересным мне давно... не уходила печаль всё время: почему многое из того хорошего, вполне профессионального, качественного, что делается в сохранении наследия, носит у нас отпечаток странности, доморощенности, кулуарности, даже лёгкого стыда - будто хорошо только делать деньги и сыто кушать, а вот сберегать - память ли нашу коллективную, красоту ли сохранившуюся до нас - удел людей не от мира сего...

Примирил меня с мыслями - бодро шагающий по монастырскому Смольному двору человек в шафрановой одежде... как привет из другого - солнечного - мира, ага...