воскресенье, 20 мая 2012 г.

замок кронборг: интерьеры




Кронборг был одним из наиболее роскошных замков эпохи Возрождения в Северной Европе.
По одной из версий, замок был построен королём Фредериком II (1534-1588) для его любимой жены Софии.
Конечно, в этом есть некое преувеличение. Наверное, замок всё равно был бы построен и именно тут, в Эльсиноре.
Но не будь Софии, точнее нежной и трепетной любви, замок не стал бы таким роскошным.

Так или иначе, три строения замка Кроген, построенных королём Эриком Померанским в 1420-х и образовывавших в плане открытую к проливу Эресунн букву П (ага, построенные покоем), были Фредериком II перестроены и замкнуты в каре. Получился замок Кронборг: вдоль открытой ранее стороны была выстроена закрытая Галерея Королевы.
Замок в плане - квадрат с четырьмя угловыми башнями и ещё одной башней замковой церкви в южном крыле. Сейчас можно совершить круговой обход по анфиладе комнат второго-третьего этажа и галерее.
Мне понравилось: пустынно, тихо, северно...

Особенно впечатлили меня (и мой бедный аллергичный организм, увы, тоже) шпалеры. Их много и они не воспринимаются здесь "декоративно-прикладным искусством" (читай: дорогостоящим бесцельным украшением), здесь ощущается не только и не столько их эстетическая привлекательность, здесь понятно их функциональное назначение - защита от сквозняков, сохранение тепла...


Фрагмент шпалеры Малого зала

Король Фредерик II женился довольно поздно, в 38 лет, на четырнадцатилетней принцессе Софии Мекленбургской. Это был вполне разумный династический брак, который вдруг перерос в любовную историю. Считается, что это был самый счастливый королевский союз в истории Дании.
Продолжалась эта романтика всего 16 лет, королева Софья овдовела тридцатилетней, родив 7 детей, причём все дети достигли взрослого возраста.
Помимо короля Кристиана IV (1577-1648), перестроившего Кронборг после пожара 1629 года и вообще вошедшего в датскую историю как король-строитель, были ещё дочь и сын, достойные упоминания.
Анна стала женой шотландского короля Якова VI, который в 1603 стал преемником Елизаветы на английском престоле под именем короля Якова I.
Ханс умер в Москве, не успев жениться на Ксении Годуновой... Даааа, вот так!


Покои короля - гостиная

В северном крыле замка расположены королевские покои:
Гостиная короля - Передняя внутреннего покоя короля - Спальня короля - Спальня королевы - Передняя внутреннего покоя королевы - Гостиная королевы.
Такая умиротворяющая симметрия.
Все комнаты были в едином стиле: пол каменный бело-черный, на стенах тиснёная золочёная кожа, потолок кессонный - яркий, с резьбой и позолотой (мы такой видели в прошлом году в Мирском замке Радзивиллов).
При Кристиане IV интерьеры были обновлены: появились камины, а потолки украсила живопись.
В 1780-х, когда замок перестал быть королевской резиденцией и превратился в помещения эльсинорского гарнизона, полы почти во всех комнатах были заменены на деревянные.

Гостиная короля была одновременно его личным пространством и в то же время - парадной комнатой для приёмов.
Сейчас интерьер в комнате времён Кристиана IV, а не Фредерика II, и мебель стоит голландская и датская XVII века. Но в углу гостиной есть макет этой комнаты, поделенный на две части, воспроизводящие интерьеры 1570-х и 1630-х.


Макет гостиной с разновременными интерьерами

Внутренние, закрытые для посторонних, покои короля состояли из передней и спальни - это небольшие комнатки - чтобы их легче было отапливать и сохранять тепло.

В передней внутреннего покоя короля две двери - дверь прямо ведёт в покои королевы, боковая - в спальню короля.


Передняя внутреннего покоя короля - сундук и шпалера XVII века

В экспозиции спален короля и королевы нет кроватей - они были громоздкие с балдахином, и для удобства передвижения посетителей (!) кроватей нет.
В спальне короля сохранился камин 1603 года, в обеих комнатах нидерландская мебель, люстры и шпалеры XVII века.


Спальня короля - камин рубежа XVI-XVII века

В передней внутреннего покоя королевы сохранился подлинный пол 1680-х: белый мрамор и чёрный песчанник.
И мебель тут показана XVI века.


Передняя внутреннего покоя королевы - стол с каменной столешницей и ларец деревянный с оковкой, XVI век (над столом натюрморт)

Гостиная королевы также была и личной комнатой, и приёмной, и при том служила столовой, где обедала королевская чета или королева с придворными дамами. Потому тут и экспонируются стол и предметы сервировки эпохи Возрождения.
Машуня, извини! самое главное я и не сняла как следует, т.е. крупно.
У окна пресс для столового белья, в котором прессовали салфетки и скатерти после стирки: сворачивали и прессовали, придавая форму квадрата.
На столе посуда и муляжи пищи. И нет вилок и ножей: ножики таскали при себе каждый свой сам, а ели руками. Очень трогательные рюмки - с пупырышками, чтобы не скользили в руках, заляпанных пищей.


Гостиная королевы

Гостиная королевы - угловая, упирается в башню (во всех башнях винтовые лестницы), которая с другой стороны имеет выход на галерею королевы. По галерее можно пройти - вторым этажом в замковую церковь (в ложу королевы), третьим этажом в Рыцарский (Бальный) зал.

В церкви классно, и я не фотографировала, совсем!! Там сохранился первоначальный интерьер и инвентарь эпохи Возрождения. Пожар 1629 церковь не затронул, и Кристиан IV её не обновил.
Кстати, чтобы не было вздохов, что, вот, умеют в Европе хранить... В 1788 церковь превратили в гарнизонный фехтовальный зал!!! А инвентарь складировали и потому сохранили (военные же).
Король Кристиан VIII (1786-1848) повелел церковь восстановить, и её восстановили (1843).
Второй этаж галереи, соединяющий покои королевы и её ложу в церкви - часть Музея торгового мореплавания, который мы решили не посещать, а потому и не могли им пройти. В церковь зашли отдельно, со двора. А по галерее прошли третьим этажом, прямо в Бальный (Рыцарский) зал.


Третий этаж галереи, укутанный по случаю реставрации потолка

Вот это - фантастическое помещение - Рыцарский (Бальный) зал! 62х12 метров, построен королём исключительно ради того, чтобы порадовать юную королеву...
Здесь не только давали балы.
Этот зал был и местом театральных постановок. И есть сведения, что тут играли спектакли три будущих компаньона Шекспира по театру "Глобус". Именно от них Шекспир мог узнать подробности о замке, его обитателях и о заведённых тут обычаях, которые потом плавно перетекли в пьесу.
И кстати, замок Кронборг в шекспировскую эпоху был куда круче недавно ставшего столицей Копенгагена. Здесь, в Эльсиноре, была королевская резиденция, здесь были дома знати и купечества, среди которых было много шотландцев и англичан...
И не надо забывать, что король Шотландии, а затем и Англии Яков был женат на Анне Датской (с 1589, а "Гамлет" написан в 1600-1601).
Есть мнение, что выбор местом действия Эльсинора был своеобразным меркантильным расчётом - чтобы англичане шли на спектакли из любопытства: увидеть Кронборг (ну, это так датчане считают, не я).
Зато международное название города перетекло из пьесы, превратив Хельсингёр в Эльсинор.


Бальный (Рыцарский) зал

Король Кристиан IV, как и его старшая сестра Анна, ставшая королевой Англии, был заядлым театралом, и он перестроил Бальный зал, превратив его в театральный. Например, был поднят потолок - чтобы разместить сценические машины для быстрой смены декораций...
После XVIII века самый большой зал Северной Европы был разгорожен сначала на два этажа, а потом на небольшие помещения для солдат Эльсинорского гарнизона.
А реставрацию провели - уже в 1920! И зал - вернулся.

Через ещё одну башню и лестницу можно попасть в анфиладу комнат третьего этажа западного крыла, и первая из них - зал Государственного Совета (Малый зал), в котором и при Фредерике II, и при Кристиане IV проводились приёмы для иностранных послов. Был обычай при датском дворе - каждый раз, когда король провозглашал тост, из Пушечной башни палила пушка. И этот обычай - один из самых эффектных эпизодов в "Гамлете".
В зале семь шпалер из серии, предназначенной для праздничного украшения Рыцарского зала (1581-1586). Всего шпалер было 43 - сорок про королей, три - про сцены охоты. Короли на шпалерах далеки от портретного сходства и историчности костюмов. Считается, что самое дивное - это фон каждой шпалеры: фон из разных рисунков и образцов составляли ткачи на свой вкус. И там сцены охоты, сражений, деревенской жизни...


Малый зал

За Малым залом следуют гостевые комнаты, т.н. Шотландская анфилада, названная так после визита короля Якова VI (будущего английского короля Якова I), женатого на Анне, дочери Фредерика II и сестре Кристиана IV.
Это тоже третий этаж замка. Под Шотландской анфиладой Музей торгового мореходства, который мы не смотрели. Кстати, вычитала, что его скоро из Кронборга выведут в отдельное здание, а в комнатах второго этажа западного крыла будет что-то другое...


Стол с каменной столешницей начала XVII века (Дания) в одной из комнат Шотландской анфилады, над ним - портрет королевы Анны Датской


Кабинет в Шотландской анфиладе - шкаф начала XVII века

Сразу за кабинетом - маленькая комнатка, в которой справа - лесенка наверх и дубовые шкафы XVII века, с слева - туалет, и ещё со схемой его устройства.
На самом деле туалет в замках XVI-XVII века - редкость. А уж в экспозициях!!!
Кстати, потом встретился ещё один, в комнатах Фредерика V.


Лестница и дубовые шкафы


Туалет и схема его устройства

Далее оказалась ещё более интересная комната с мульмедийными интерактивными примочками, из которой я долго не могла уйти - ну, да, пока не наигралась и не протестировала все варианты, ага. Про это расскажу отдельно, постараюсь.


Глобусы в комнате Шотландской анфилады

Последняя комната Шотландской анфилады - Угловой покой с фламандскими шпалерами начала XVII века, выполненными по мотивам Рубенса, в основном. Здесь же нидерландская люстра и мебель XVII века. И - диковинная печка!


Угловой покой Шотландской анфилады


Печка в Угловом покое

После Углового покоя начинается вновь северное крыло (Королевские покои Фредерика II и Софии, с которых начинается маршрут экспозиции, в этом же крыле ниже этажом).
Это комнаты последнего жившего в Кронборге короля - Фредерика V (1723-1766).
Большая часть замка уже была отдана Эльсинорскому гарнизону, но король приезжал сюда и останавливался в этих комнатах, обставленных голландской и датской мебелью XVIII века в стиле французского рококо.


Покои Фредерика V

В этих покоях нас настигли интеллигентные музейные охранники в их дежурно-закрывающем помещения обходе... Оказывается, музей закрывался в три дня. О чём мы не подозревали, но - уложились точно, последнюю комнату мы закончили рассматривать в 14-52.


Люстра богемского стекла, около 1700

Вот, последнее -


Шкаф на витых ножках, с "устричной фанерой" из орехового дерева с вставками чёрного и розового дерева и слоновой кости, Голландия, вторая половина XVII века


Уф!
Считайте многословные подробности подарком на день музеев...

упд от 24.05.2012
Всё забываю сказать, что в Кронборге оказался путеводитель на русском языке, и большая часть описаний предметов и интерьеров - оттуда.
Умиляет, что путеводитель вовсе без картинок (только заставки к разделам и всё).
Так что читала его дома и смотрела подряд всё отснятое, атрибутируя таким образом, а что на картинках...
И кстати, это так прекрасно переведено на русский в путеводителе: "Королевские покои", очень мило - вместо казённого "Королевские апартаменты".