четверг, 21 февраля 2013 г.

"хотя один день пожить жизнью цынцынатуса..."


Продолжаю цитировать Антона Павловича, письма первого полугода обитания в Мелихове.


Вид на главный дом в Мелихове от флигеля

6 апр.
Мелихово Вам не понравится, по крайней мере в первое время. Тут всё в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься - и впечатление маленького исчезает. Очень просторно, несмотря даже на близкое соседство деревни. Кругом много леса. Изобилие скворцов. А скворец может с полным правом сказать про себя: пою богу моему, дондеже есмь. Он поет целый день, не переставая.
А.С. Суворину. 6 апреля 1892, Мелихово


Людская на дворе, отделённом от сада и дома палисадом

Воскресенье.
Вам у нас будет удобно. Если в нашей усадьбе и нет кое-каких удобств, то мы постараемся, чтобы Вы в этих удобствах не нуждались.
Есть у нас превосходная липовая аллея. По ней можно уже гулять, так как мы сняли с нее снег и побросали его в пруд. Прудом здесь называется маленькая ямка, на дне которой имеется немножко льду кофейного цвета.
Л.С. Мизиновой. 29 марта 1892, Мелихово


Сарай на "наивном дворе"

21 март. Ст. Лопасня.
Пруд находится в саду, в 20 шагах от дома. Глубок, 6 аршин. Что за вдовольствие наполнять его снегом и предвкушать то время, когда из недр его будет выплескиваться рыба! А канавки?.. Разве копать канавки менее приятно, чем редактировать "Пожарного"? А вставать в 5 часов с сознанием, что тебе никуда не нужно идти и что к тебе никто не придет? А слушать, как поют петелы, скворцы, жайворонки и синицы? А получать из иного мира кипы газет и журналов?
<...>
Ты поступишь подло и гнусно, если летом не приедешь к нам, дабы хотя один день пожить жизнью Цынцынатуса.
Брату Ал.П. Чехову. 21 марта 1892, Мелихово


Бывшая конюшня, ныне - Мелиховский театр

10 окт.
Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так хорошо, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, державшее меня в лапах до осени, мне нравилось и хотелось жить. Сколько я деревьев посадил! Благодаря нашему культуртрегерству, Мелихово для нас стало неузнаваемо и кажется теперь необыкновенно уютным и красивым, хотя, быть может, в сущности оно ни к чёрту не годно. Велика сила привычки и сознания собственности. И удивительно, как приятно не платить за квартиру. Завелись новые знакомства и новые отношения. Прежние наши страхи перед мужиками кажутся теперь нелепостью. Служил я в земстве, заседал в Санитарном совете, ездил по фабрикам - и это мне нравилось. Меня уже считают своим и ночуют у меня, когда едут через Мелихово. Прибавьте к этому, что мы купили себе новый покойный экипаж с верхом, провели новую дорогу, так что уже не ездим через деревню, копаем пруд… Еще что? Одним словом, до сих пор всё было ново и интересно, а что будет дальше, не знаю. Уже снег, холодно, но в Москву меня не тянет. Ощущения скуки до сих пор не было.
А.С. Суворину. 10 октября 1892, Мелихово


Задняя стена конюшни
От меня: музей проводит разные мероприятия - новый год встречают, сейчас готовятся к масленице - строят снежный лабиринт... на Новый год была ёлка и построили детский городок...


Детский городок к Мелихове

18 октяб.
Вы сквозь призму моего благодушества увидели жизнь однотонную, бесцветную и унылую. Я-де сам по себе, а мое Монрепо и семь лошадей сами по себе. Я, голубчик мой, далек от того, чтобы обманывать себя насчет истинного положения вещей; не только скучаю и недоволен, но даже чисто по-медицински, т.е. до цинизма, убежден, что от жизни сей надлежит ожидать одного только дурного - ошибок, потерь, болезней, слабости и всяких пакостей, но при всем том, если бы Вы знали, как приятно не платить за квартиру и с каким удовольствием я вчера уезжал из Москвы. Что-то новое для меня есть в сознании, что я не обязан жить на такой-то улице и в таком-то доме. Сегодня я гулял в поле по снегу, кругом не было ни души, и мне казалось, что я гуляю по луне. Для самолюбивых людей, неврастеников нет удобнее жизни, как пустынножительство. Здесь ничто не дразнит самолюбия, и потому не мечешь молний из-за яйца выеденного. Здесь есть где двигаться и читаешь больше. Нехорошо вот только, что нет музыки и пения и что Вас сюда никакими силами не затащишь, остальное же или заменимо, или же легко добывается в Москве за деньги, а от меня до Москвы рукой подать.
А.С. Суворину. 18 октября 1892, Мелихово



Двор усадьбы Варенниковых, а на нём - просторный чистый каток, на который заманивают посетителей кататься на коньках...
Да-да, дальше за ним левада и конюшня


21 октябрь.
Достопочтенный братец! <...>
Весьма утешительно, что меня перевели на датский язык. Теперь я спокоен за Данию.
Родитель в восторге от твоего гостеприимства. В Петербурге он набрался сияния и важности, держит себя прилично и вчера за обедом, когда ему доложили, что пришел сапожник Егорка, то он сказал: "Пусть подождет. Господа кушают". Делать ему нечего, и он сам говорит, что ему остается теперь одно - "заниматься богомыслием"… Сидит у себя в комнате и занимается.
Собравши плоды земные, мы тоже теперь сидим и не знаем, что делать. Снег. Деревья голые. Куры жмутся к одному месту. Чревоугодие и спанье утеряли свою прелесть; не радуют взора ни жареная утка, ни соленые грибы. Но как это ни странно, скуки совсем нет. Во-первых, просторно, во-вторых, езда на санях, в-третьих, никто не лезет с рукописями и с разговорами, и, в-четвертых, сколько мечтаний насчет весны! Я посадил 60 вишен и 80 яблонь. Выкопали новый пруд, который к весне наполнится водой на целую сажень. В головах кишат планы. Да, атавизм великая штука. Коли деды и прадеды жили в деревне, то внукам безнаказанно нельзя жить в городе. В сущности, какое несчастье, что мы с детства не имели своего угла.
Брату Ал.П. Чехову. 21 октября 1892, Мелихово


В прошлом декабре в Мелиховском парке появились бронзовые Бром и Хина - две любимые таксы, приобретённые летом 1892, и чеховский белый картуз...
(ах, Клёпа!!!)
Надеются, что в траве они будут выглядеть мило...


Ст. Лопасня, 9 июнь.
Мы были наслышаны от твоего друга Н. А. Лейкина, что ты скоро приедешь в наше имение. Идея гениальная, и не замедли привести ее в исполнение. Но приезжай в медной каске. Перед приездом исполни просьбу, весьма громоздкую просьбу! Спишись со своим другом Лейкиным, которого ты так любишь (село Ивановское на Неве), и привези от него двух моих великолепных таксов. Расходы по провозу собак - мои. Я андам. Без собак не моги приезжать. Это очень милые животные, они будут всю дорогу утешать тебя. Ты их полюбишь, Саша.
Брату Ал.П. Чехову. 9 июня 1892, Мелихово


Ещё, - неожиданно обнаружили в укромном уголке сада столик... а вечером наткнулась на такое письмо:

26 апрель.
У нас жарко, зелено и ясно. Приезжайте, голубчик. Ваш приезд доставил бы мне и моей фамилии несказанное удовольствие. Буду кормить Вас по 8 раз в сутки, а если из Москвы привезут пиво, то буду будить Вас по ночам и уводить в сад для распивочных целей.
К.С. Баранцевичу. 26 апреля 1892, Москва


Снег в парке, рыхлый, с длинными голубыми тенями... что бы ни говорили, весна уже рядом!

погода становится удивительной, февраль-бокогрей делает свое дело, и уже птицы попискивают.
И.И. Горбунову-Посадову. 8 февраля 1894, Мелихово

Так и есть!


4 коммент.:

huegel комментирует...

"Ты поступишь подло и гнусно, если летом не приедешь к нам..." - это вот и некоторых касается. Мы уже согласные "будить Вас по ночам и уводить в сад для распивочных целей..."

Jenny комментирует...

спасибо!! только ты и сам летом в полях, а так хочется видеть вас обоих

huegel комментирует...

Ну, во-первых, не всё лето в полях. Особенно в этом году - Универсиада, блин, что с практикой будет - непонятно... А во-вторых, уж для вождения вас в сад для распивочных целей я бы уж как-нибудь уж недельку бы выкроил :)))
Ты только соберись...

Jenny комментирует...

я всерьёз задумалась.
попробую. честно!