воскресенье, 20 ноября 2011 г.

no to contemporary art




Вновь убедилась в физиологичности восприятия моим организмом - искусства. Увы.
И знала ведь, что пойти надо не в Центр Жоржа Помпиду, а в тот самый музей, к которому мы самопроизвольно выползли из метро - Музею искусств и ремёсел в очень симпатичном аббатстве Сен-Мартен-де-Шан. Осмотрели снаружи, и зомбировано побрели, куда и собирались - смотреть современное искусство.
Ладно, это тоже опыт, хотя и болезненный.


Макет здания Центра Жоржа Помпиду
Идея - блестящая: построить место хранения и экспонирования пограничного искусства - современного.

Никто не знает, что есть критерий искусства.
Отражение внутреннего мира? Преломление реальных событий? Творчество? Красота?
А современное искусство? то, что плюс к тому ещё и в поиске форм, средств, методов?
Может, и впрямь критерий - жизнь в веках, вне политики, ангажированности, меркантильности?


Двуликий гриб и Натка
Гриб с лицевой стороны мухомор-мухомором, а если зайти ему в тыльную сторону (куда как-то я не заметила, чтобы все рвались) - это прекрасный белый гриб. Кто в кого перерождается?
- о высоких отношениях ламы и грибов уже сообщалось.

Мне всё не хватает слов, чтобы объяснить, что
- я ничего не имею против самовыражения кого угодно какими угодно способами и средствами, не затрагивающими психику, здоровье и жизнь других людей;
- мне, например, нравится недолговечный ироничный и артистичный стрит-арт (не пузыри и не корявые росчерки на памятниках историко-культурного) - хотя знаю людей, которых всё это бесит, независимо от мастерства и креативности;
- мне нравятся инсталляции, в которых помимо глллллуууууббббокого смысла, есть - красота, а желательно ещё и функциональность. Но главное - красота.
...а ещё мне кажется, что современное искусство не должно быть мелко-буржуазным.


Стол
- с одной стороны выглядит как профиль рококошного столика, а вырастает - из фактурного куска дерева...

Красота понятие субъективное, я понимаю.
Как правило, могу найти слова только пост-фактум, отойдя от объекта и заговорив.
А в момент соприкосновения с "прекрасным" (ну, ведь раз в музее - оно прекрасно?), могу ощущать, и всё.
И уродство может быть прекрасным, да.
И мне всегда нравится странное или забавное.


Магнитофонная лента летающая лентой мёбиуса

Но если это - серость, я страдаю.
Ибо подозреваю себя в неполноценности, раз не понимаю значимости (ведь раз в музее - достойно этого?).
А уж если это открытая агрессия...
Полчаса в пяти залах Эдварда Мунка повергли меня почти в агонию.
Можно сколько угодно хихикать, но пульс мой стал нитевидным, сердце отказывалось перегонять кровь, я сидела на лавочке и питалась таблетками.
И не помогло ни культурное рассматривание публики, ни радость от фантастических пространственных
решений выставки, лаконичного и прекрасного показа фотографий, эстетичных этикеток...
Не понимаю, как сочетание гнойных и фекальных оттенков с откровенной агрессией линий может оставить людей в спокойном состоянии. И почему это - откровенно больное - считается Искусством.
Хорошо, что это был высокий этаж, и в огромных окнах показывали крыши Парижа.


Крыши и дальний Монмартр и парижский ХХС - Сакре-Кёр

Во-время Катька Д. показала Натке "Приключения Пикассо": спазм! спазм!
Дальше мы, по счастью, оказались на этаже инсталляций. Там удалось немного реабилитироваться, встраивая розово-белую ламу в бело-розовый фон обоев с розово-белым фрагментом средневекового орнамента...



Особенно хорошо было в тёмном пустом зальчике, с лавочками, на которых можно было полежать. И посмотреть на экран, на котором происходило вполне забавное действо.
В центре пустой жаркой площади вокруг столба (оказалось, это часы) шёл человек с овцой... при каждом завершении круга, когда он достигал определённой точки, к нему выбегала очередная овца... через некоторое время овец стало так много, что они могли уже и не поместиться в круге, и мы взволновались, когда же они начнут убегать...
Присмотревшись, можно было понять, что выбегает всегда одна и та же овца: когда она прибавляет ход, когда мотает башкой, когда замедляет шаг - относительно столба...



Правда, меня ждало разочарование.
На выходе висела табличка, поясняющая, что это не просто игра.
Это - преломление в сознании художника(ов) реальных событий: в 1968 году, в преддверии Олимпийских игр, в Мексике прошла волна антиправительственных выступлений, в частности, было "хорошо-известное", как сказано в этикетке, ха-ха, событие, когда собранные для поддержки правительства государственные служащие, повернулись к трибуне спиной и блеяли, как овцы...
Надо ли говорить, что приведшая, было, меня в чувство инсталляция тут же мне перестала нравиться?


Вид из кафе верхнего этажа Центра Помпиду на город, Отель де Виль и Нотр-Дам-де-Пари

После чего, пробежав по залам, и уяснив для себя, что творчество подавляющего большинства европейских художников 1930-1950х мне противопоказано... Да, исключение составили Пикассо, пусть он тут и не лучший, но чистый - и линиями и цветом, и Кандинский, - как отдыхал мой мозг, измученный сочетанием грязно-жёлтого, блёкло-коричневого, густо-фиолетового и землисто-зелёного! Кандинский, какая чистая радость - цвета! но его тут мало совсем.
Так вот, пробежав по залам, сидела и смотрела на Париж в окне и - на Шагала. Начала его ценить.
Даже тут видно, какой он - разноцветный, живой, не гнойный, как то, что просматривается в зале, внутри...



Купила себе в книжной лавке открытку:


Patrick Guns

2 коммент.:

Kate комментирует...

сакре кёр! сакре кёр!!
а "спазм! спазм!" это не из Приключений Пикассо, а со второго фильма, символизирующего для меня эту поезду - Французский поцелуй, это, когда у Мэг Райан сыры не прижились %))
так мне кажется, что наоборот, для этой инсталляции был совершенно не важен политический повод, она его переросла и теперь живёт сама по себе, поэтому она нам и понравилась. Контекст и комментарий к ней может сущестовать, но совершенно не важно, есть он ли нет

Jenny комментирует...

ну, да, из ещё одного вашего любимого фильма ))
но у меня случилось в этом строение такое помутнение - всего, не только рассудка, что одно наложилось на другое: спазм от искусства страшнее спазма от сыров!
...инсталляция - круче повода, да, согласна, но настроение мне ета етикетка подпортила