четверг, 21 февраля 2013 г.

чеховское мелихово



Вид на главный дом усадьбы Мелихово с аллеи любви

Вчера, пока расставляла бесконечные "офисы", почитывала письма Антон Палыча... ну, да, первые его впечатления от Мелихова... сравнивала их со своими первыми впечатлениями... от музея-усадьбы, конечно, уже...
...и решила: а что я буду писать от себя! процитирую-ка я эти письма зимы и весны 1892 года - времени приобретения Мелихова и поселения здесь...

Фрагмент первый, длинный, разбила на кусочки,
Письмо А.С. Киселёву. 7 марта 1892, Мелихово.

7 март.
Станция Лопасня, Моск.-Курск. Это наш новый адрес. А вот Вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося - большое, громоздкое имение, владельцу которого в Германии непременно дали бы титул герцога. 213 десятин на двух участках. Чересполосица. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает собою кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же, к нему более подходит название розговой, так как из него пока можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов и земских начальников.


Прошлогодние яблоки и подготовка к масленице - снежный лабиринт у входа на территорию музея

Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами.


Вид из сада усадьбы Мелихова на колодец-журавль и дом усадьбы Варенниковых (где мы и обитаем: мансардное окно слева - наше)

Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом - пожаром; все же остальное не берет их.


Замёрзший пруд-аквариум и дом в Мелихове: окна жилых комнат родителей, Антона Павловича и Марии Павловны Чеховых

Есть парники. В саду, в 15 шагах от дома, пруд (15 саж<ен> длины и 5 ширины) с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна. За двором другой пруд, которого я еще не видел. В другом участке есть речка, вероятно, скверная. В трех верстах река широкая, рыбная. Посеяно 14 десятин ржи. Будем сеять овес и клевер. Клевер уже купили по 10 р. за пуд, а на овес денег нет.


Вид на Мелиховский дом из сада: терраса и за ней - окна гостиной. Справа в глубине - флигель, где была написана "Чайка"

Имение куплено за 13 тысяч. Купчая стоила около 750 р. Итого 14 тыс. Уплачено продавцу художнику наличными 4 тыс. и закладною в 5 тыс. по 5% на десять лет. Остальные 4 тысячи художник получит из земельного банка, весною, когда я заложу именье в оном банке. Видите, как выгодно! Через 2 — 3 года у меня будет 5 тыс., и я погашу закладную, и останусь при одном только 4-х тысячном банковском долге, но извольте-ка прожить эти 2 — 3 года, шут возьми! Дело не в процентах - их немного, меньше 500 в год, — а в том, что всё время обязан думать о сроках и о всякой гадости, присущей долговым обязательствам.
...как знакомо ))) тут - конец длинной цитаты...


Вид на флигель, где была написана "Чайка", с аллеи любви

...ещё о том же:
22 февраль.
покупаю имение (не к ночи будь сказано) и целые дни провожу во всякого рода нотариальных, банковых, страховых и иных паразитных учреждениях. Покупка моя довела меня до остервенения. Похож я на человека, который зашел в трактир только затем, чтобы съесть биток с луком, но, встретив благоприятелей, нализался, натрескался, как свинья, и уплатил по счету 142 р. 75 к. Рассчитывал я купить за пять тысяч и отделаться этою суммою, но увы! - удавы в виде всяких купчих, закладных, залоговых и проч. с первого абцуга сковали меня, и я слышу, как трещат мои кости, и, закрывши глаза, ясно вижу, как мое имение продается с аукциона. Увы!
В.А. Тихонову. 22 февраля 1892, Москва


Кухня, построенная Чеховыми, до этого была в усадебном доме

16 июнь. Ст. Лопасня.
Душа моя просится вширь и ввысь, но поневоле приходится вести жизнь узенькую, ушедшую в сволочные рубли и копейки. Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому ненужной условной добродетелью. Душа моя изныла от сознания, что я работаю ради денег и что деньги центр моей деятельности. Ноющее чувство это вместе со справедливостью делают в моих глазах писательство мое занятием презренным, я не уважаю того, что пишу, я вял и скучен самому себе, и рад, что у меня есть медицина, которою я, как бы то ни было, занимаюсь все-таки не для денег. Надо бы выкупаться в серной кислоте и совлечь с себя кожу и потом обрасти новой шерстью.
А.С. Суворину. 16 июня 1892, Мелихово


продолжение следует

2 коммент.:

Strannik комментирует...

Очень красиво: снег, солнце... Хочу в Мелихово...
А насколько близко, понятно и гениально написано: и это - "целые дни провожу во всякого рода нотариальных, банковых, страховых и иных паразитных учреждениях", и это - "Душа моя изныла от сознания, что я работаю ради денег и что деньги центр моей деятельности".
Споткнулся только на этом вот: "с первого абцуга". Наши эмигранты, непонятно с какого бодуна, перемежают русскую речь немецкими терминами, что очень раздражает - то ли хотят показать, как "хорошо" выучили немецкий, то ли русский уже забыли. Или, как говорит один мой приятель: "Немецкий еще не выучили, а русский уже забыли". А вот Антону Павловичу-то зачем разбавлять письмо "абцугами"? Или это был принятый в "банковском" языке того времени термин?

Jenny комментирует...

наверное, не банковский термин, картёжный - с первой пары (карт), то есть. Он и пишет тут про бумаги...
Не знаю, насколько часто употреблялся термин вообще, но в карточных играх вполне мог...
Я знала, что и ты оценишь эти страдания - так знакомо!