пятница, 8 мая 2009 г.

о стихах и - о войне


Забрела в дружественный блог и, читая прошедшее мимо меня, незнакомое мне раньше стихотворение - Бориса Слуцкого, хорошее... решила спросить мартышек, а что их - переворачивает, что вспоминается в связи с войной - чьё и какое стихотворение...

Мартышки остались мартышками, кривлялись то есть, не сильно признаваясь в своих предпочтениях.
А вот почему это - стыдливость? боязнь пафоса? просто интуитивно понимаем, что в своем отношении к войне, Победе мы конгруэнтны, и говорить про это - лишнее?

Татка:
У меня некоторая поэтическая глухота, я стихи через музыку слышу
Поэтому - Булат Окуджава. До свидания, мальчики...
Картинка очень яркая, будничная, очень понятная и потому страшная
Я фильм про войну более всего люблю "Женя, Женечка и Катюша" - звиняйте




*****
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

Б.Ш.Окуджава,1958

Специально помещаю оригинал, а есть ещё - современный звук - Варум, мне понравилось, между прочим...

5 коммент.:

stacy комментирует...

Был такой сборник - "Стихи молодых поэтов, погибших на войне". Среди прочих были строки Михаила Кульчицкого: "Война - совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота..."

Jenny комментирует...

Да, меня никто не спросил, но это - одно из любимейших, да: неровное, накануне гибели написанное:

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.

Война - совсем не фейерверк,
а просто - трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чeботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

Михаил Кульчицкий, 1942

Jenny комментирует...

спасибо!

Kate комментирует...

А почему молчат остальные члены концессии? Jenny, Konst, Maria, какие вам вспоминаются стихи о войне?

huegel комментирует...

Набрел на пост без малого год спустя; не смогши молчать:
С предпочтениями в стихах о войне - трудно. В смысле, выбрать трудно. Кульчицкий - да. И именно этот стих. И из этой же книжки. И еще - как Окуджава у Татки - помноженный на музыку: у "Песняров", кажется, он озвучен в песню, какое-то позднешкольное ТВ-воспоминание засело в башке. Из тех же "лейтенантов" - Семен Гудзенко(как помню - переврал, конечно):
Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать,
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от гари минной.
Разрыв - и умирает друг,
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят 41-й год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведет через траншеи
Закаменевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи...
Бой был коротким, а потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую...
Такая вот зарисовочка.
И опять из "лейтенантов", и тоже спаянное с музыкой: "Ну что с того, что я там был..." и "Сороковые, роковые" в исполнении Берковского(черт, не помню, что из этого Давида Самойлова , а что - Левитанского).
Ну, Окуджава, разумеется: и "неозвученное" - "Тамань", "Сухари" - и "озвученное" - те же "Мальчики", "Бери шинель..." - это, кстати, тоже ТВ-ассоциация, шла в финальных титрах "Солдатских мемуаров" Симонова. И сам Симонов, конечно - жутковато-надрывные "Дороги Смоленщины" и - странно, не по хронологии и не по географии (другая война) - халхингольские "Далеко на востоке" (не вся поэма, отдельные куски - марш и танковая атака под Баин-Цаганом, главным образом), "Кукла" и "Танк" (последний в особенности замечателен). Ага, вот и съехал с рельсов. Вылезла вместо серьёзного ощущения войны мальчишеская милитаристская эстетика. Такой вот пионерский киплингизьм советского разлива...