среда, 27 мая 2009 г.

античный рим: колизей


а это и не про Пермь вовсе, а опять - про Рим...
Может, Пете пока понравится про Колизей, а не про деревянные домики???




...когда я улетала в Рим, Григорий велел мне выполнить три задания: рассмотреть, как устроен Колизей, попробовать разные сорта пиццы (несмотря на известную мою к ней нелюбовь) и – записать на телефонный диктофон живую итальянскую речь…
Про пиццу ничего не скажу – я её так и не полюбила, речь – записала, но уже затёрто давно всё…
Так что из всех выполненных поручений Гриха могу предъявить только картинки Колизея.



Огромный амфитеатр был построен императорами Веспасианом и Титом Флавиями у подножия Палатина на месте пруда Неронова Золотого дома, уже упоминавшегося в предыдущих сериях.

Амфитеатр был действительно - колоссальным для своего времени: многоярусный, со сложной системой подземных сооружений, позволявшей проводить как гладиаторские бои, представления с дикими животными, так и небольшие морские сражения. Считается, что одновременно амфитеатр мог вместить более 85 тысяч человек!
И вся эта махина была выстроена за восемь лет (72-80 н.э.)!



Амфитеатр (традиционно!) имеет форму эллипса с ареной посередине. Протяженность по длинной оси – почти полкилометра, по короткой – около 150 м.
Арена более округлая, 86х53 м, окружена тремя ярусами зрительских мест, поднимающихся на 50 м вверх. Ярусы были друг от друга отделены вертикальными стенками, места в них занимали строго по социальной принадлежности. Чем ниже - тем знатнее... Чем ниже - тем более пологий был ярус...
Сверху, на небольшом карнизе над всеми ярусами натягивался велариум – тент для защиты от солнца или дождя. Под трибунами была система коридоров, лестниц, закрытых помещений.





Стены построены преимущественно из блоков травертина, а внутренние стены – из туфа и кирпича, про строительные материалы я уже писала раньше )))





Открытые в прошлом столетии внутренние помещения и конструкции амфитеатра, расположенные под ареной, назначение которых во многом остаётся ещё неясным, очень причудливы.
Вероятнее всего, помещения были предназначены для содержания диких зверей, а конструкции позволяли управлять представлениями – мгновенно менять оборудование и участников представления - людей, зверей - на арене…





Амфитеатр использовался в течение трёхсот с лишним лет, горел, был восстановлен Александром Севером…
В 248 году при императоре Филиппе здесь праздновали тысячелетие города Рима.
Считается, что гладиаторские бои были прекращены в связи с принятием христианства в качестве государственной религии и - официального запрещения гладиаторских боёв Гонорием в 405.
...А тут и варвары подоспели, и смена культурной эпохи…
Только спустя полтысячи лет амфитеатр, получивший в средневековье наименование – Колизей (огромный), стал использоваться в качестве замка (так же, как и театр Марцелла, и гробница Адриана, которые уже упоминались), а в следующую сильно культурную эпоху папы превратили уникальное античное сооружение в источник строительного материала - забирали туф, травертин, а пуще всего - стальные полосы, которыми они скреплялись... и снова забирали вывалившиеся без крепления каменные блоки... а потом попытались превратить амфитеатр - в некий свечной заводик ))) – то суконную фабрику учреждали, то ещё что-то подобное…



В просвещённом XVIII столетии папы придумали байку, растиражированную в позднее время, что Амфитеатр Флавиев использовался преимущественно для публичных мучений и казней первых христиан… Для поминовения мучеников поставили алтари, пытались установить ещё гигантский (колоссальный, хы) крест в центре арены… ну, по крайней мере укрепили стены и поставили несколько внутренних лестниц.
А сейчас внутри, под зрительскими ярусами, встроены лифты - стеклянные, я их побаивалась: сплошное стекло... ногами по папским лесенкам было понятнее )))



Ну, правда, тривиально, но - невозможно не восхищаться, будучи рядом, внутри: как строили! две тысячи почти лет простоял амфитеатр! Вопреки, а не вследствие желанию римлян! И как и везде по городу - только в XX веке начались натурные обследования, раскопки, открывшие миру внутренне устройство амфитеатра, позволяющие законсервировать сохранившееся, предотвратить разрушение - сколько ходит туристов, оооо!
Внутри, под бывшими трибунами теперь (в том числе) уютные сувенирные лавки, с товарами - от самых дешевых до дорогущих античных реплик... Их не снимала - медитировала, выбирая подарки коллегам )))

Вообще, меня впечатлило, сильно. Некой царственностью, чистотой, колоссальностью замысла и воплощения, невидимостью музейных ограничений (всяких запретительных надписей, смотрителей и т.п.), а ещё - возможностью гулять, думать, фотографировать... а хочешь - слушать экскурсию... время не ограничено...
Я проходила, кстати, по своему единому "античному" билету, о котором ещё чуть позже, ждите... это было очень удачно - очередь стоит не на вход, а в кассу, а единый билет позволяет не только сэкономить, но и очередь - миновать )))

1 коммент.:

Саша комментирует...

Я Пете ввечеру покажу :)Спасибо.
Вообще же--это и правда поразительно--как оно не сыпется-то...