пятница, 4 ноября 2011 г.

от сен-жермен-де-пре до люксембурга


Итак, д'Артаньян вступил в Париж пешком, с узелком под мышкою, и ходил, пока не приискал комнату по своим скудным средствам; это была комнатка на мансарде, в улице Могильщиков, близ Люксембурга


Улица Могильщиков, дом 16

...да и ладно! начну с д'Артаньяна...
Конечно, у Дюма упомянут дом номер 11, а не 16... но при виде вот этого крошечного домика с двумя отдельными входами скакала в умилении )))
...хотя он скорее двухэтажный?

...а в этом нет отдельных входов, флигель это скорее, ага... но тоже улица Могильщиков (нынешняя Сервандони)...



Но, скорее всего, дом Бонасьё выглядел бы вот так - с глухой внешней, выходящей в улицу стеной, и с мансардой.
А никто и не говорил, что отдельные входы (и в помещение хозяев, и в в мансарду) были с улицы )))


Домик с мансардой на улице Гран Дегре (чуть в стороне - между бульваром Сен-Жермен и набережной Турнель)

При внимательном чтении, - ага, вот как умеют читать зануды... ну, или просто при рассматривании в пятьсот какой-то раз одних и тех же строк... короче, нет никакого секрета в том, что четверо друзей жили рядом друг с другом - между Сен-Жермен-де-Пре и Люксембургским дворцом...
И тут же были дома де Тревилля и д'Эгильонов, и тут же - вот он Пре-о-Клер и Босоногие Кармелиты )))


Просмотреть Париж-мушкетёры на карте большего размера

...но только - не потоптавшись здесь собственными ногами и не посмотрев собственными глазами... ну, да: бодрое перечисление знакомых с детства названий улиц, монастырей, дворцов утомительно и пусто... впрочем, и так-то не всем интересно... ну, да и рассказ не для всех )))


Улица Старой Голубятни

Вот д'Артаньян, поселившись в своей квартирке, навещает де Тревилля в его доме на улице Старой Голубятни, упирающейся, как и улицы Могильщиков и Феру (но - с другой стороны) в площадь с построенной чуть позже церковью Сен-Сюльпис...
...мчится за ускользающим Рошфором и врезается в Атоса... и они уговариваются встретиться "у Босоногих Кармелитов" - на пустыре Пре-о-Клер.
(в современных переводах - д'Артаньян спешит на дуэль к монастырю Дешо, бээээ... Дешо - от «дешоссе» - без обуви то есть... потому что монахи ходили босиком... всего-то! а как красиво и прозрачно: Босоногие Кармелиты)


Улица Вожирар - здания и стены Кармелитского монастыря

(Пре-о-Клер - пустое пространство, луг перед церковью Сен-Жермен-де-Пре, - место прогулок и дуэлей (хм, конечно, тут вспоминается скорее даже Мериме с его Хроникой царствования Карла IX... простите).
Сейчас луга вовсе нет, конечно: дома-дома)


Аббатство Сен-Жермен-де-Пре

Портос назначил запутавшемуся в его плаще д'Артаньяну встречу "за Люксембургом", потом д'Артаньян всё ещё в поисках Рошфора побегал по окрестным улицам, и в том числе добежал до реки по улице Сены... почти вернулся к своему дому, и с Арамисом вежливые разговоры про платок велись, вероятно, уже на улице Вожирар - у дома д'Эгильонов.
(предполагается, что Дюма имел в виду Малый Люксембург, купленный Марией Медичи, вдовой Генриха IV и матерью Людовика XIII, у герцога Люксембургского. Этот дом-дворец затем был Марией Медичи подарен Ришелье, а от него перешёл к его племяннице герцогине д’Эгильон - которую, кстати, в романе постоянно упоминают как его любовницу... извините опять же за подробности)
И драться здесь на виду у кардиналистов, конечно, мушкетёру неудобно и странно.


Вид на Малый Люксембург со стороны улицы Вожирар

На улице Вожирар жил и сам Арамис:
Арамис занимал маленькую квартиру, состоявшую из будуара, столовой и спальни; эта последняя, как и остальные комнаты, в нижнем этаже, выходила на маленький садик, свежий, зелёный, тенистый и непроницаемый для глаз соседей.
Дом 25, который упоминает Дюма, вовсе невразумительный высокий дом, почти напротив Босоногих Кармелитов, кстати...
А мне приглянулся вот этот флигель...


Дом на улице Вожирар, номер 50

Портос жил в квартире весьма обширной и на вид весьма роскошной, в улице Старой Голубятни,
- той же улице, где располагался и особняк де Тревилля, ага.


Улица Старой Голубятни

Ну, и наконец, -
Атос занимал на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга, квартиру, состоявшую из двух комнат, маленьких, чисто убранных, в меблированном доме, хозяйка которого, ещё молодая и весьма красивая, тщетно делала ему глазки...


Улица Феру у церкви Сен-Сюльпис

Улица Феру параллельна улице Могильщиков - так же точно идёт от церкви Сен-Сюльпис к Люксембургскому саду...
...обе улочки коротенькие и кривоватые...
...и около церкви дома на улице Феру очень симпатичные, почти не перестроенные или просто надстроенные над древними нижними этажами...


И это тоже улица Феру, ещё ближе к церкви Сен-Сюльпис

А ближе к Люксембургскому саду перестроек больше, но и тут угадываются старые стены...
...ну, просто не поднимать голову выше второго-третьего этажа...
...и мысленно пририсовывать ко всем этим пузатеньким домикам утраченные детали...



Красота: вот же он - Париж XVII века!
Особенно на третьей (паралелльной Феру и Могильщикам) улице между Сен-Сюльпис и Люксембургом - улице Гарансьер...



...а если всё-таки отвечать на вопрос, что безусловно понравилось в Париже - понравилась вот эта многослойность домов - особенно здесь, в окрестностях Сен-Жермен, ну, и в Марэ, и в Латинском квартале, безусловно...
Многослойность, в которой легко прочитываются века...

упд от 11.11.2011
...а в 20 лет спустя д'Артаньян упоминает вовсе дом номер 12 по улице Могильщиков ))) тот, что на второй картинке ))) ха-ха!
А Атос останавливается в середине улицы Феру, показывая Раулю свой дом...

поражает, как и 20 лет назад, традиционный вопрос после застенчивого признания в любви к трём мушкетёрам: неужели тебе нравится и Двадцать лет спустя? и даже Виконт де Бражелон? Нравятся, ага ((( и не меньше... особенно комментарии к обоим произведениям, что же...

3 коммент.:

Strannik комментирует...

ЗдОрово! Очень интересно, спасибо! Придется еще раз отправиться в Париж, на этот раз - "по следам мушкетеров". Отдельное спасибо за карту.

Jenny комментирует...

пожалуйста-пожалуйста!
это ещё не всё про мушкетёров ))

Kate комментирует...

эта мимолётная госпожа д'Oгильон ещё в детстве поражала моё воображение, мелькнув в дуэте Рошфора и миледи в нашем фильме. Так потом и не вынырнула нигде больше. А всё потому, что народ был подкованный и куплеты писал не со сценария, а с книжки %)))