пятница, 4 декабря 2009 г.

между мирами


Есть люди, живущие на свету – со стороны кажется, что всё у них просто, осмысленно и стабильно. И выбор, который они иногда делают - между светлым и совсем светлым – он очень условен, даже если им кажется иначе. Это такой умеренный и аккуратный мир, тёплый и, кажется, очень уютный.
Есть также люди, всегда живущие в тени, от их присутствия никому не делается радостно. Но их часто ценят даже чуть больше, чем они заслуживают. Многим кажется, что они что-то такое, тёмное, – преодолевают. А они не преодолевают, а живут – в тёмном. И если делают выбор, то лишь между тёмным, серым и чёрным )))

Деление на светлый и тёмный очень субъективно.
Не сомневаюсь, что половина читающих начнёт придираться к словам. Это не оптимизм и пессимизм, это не добро и зло и даже не альтруизм и эгоизм. Точнее – всё это, перечисленное, но не только, и не столько это. Пока затрудняюсь подобрать слова. Глядя на людей, вижу явственно, а рассказать – не получается.

Эти миры почти статичны. Люди из этих миров всегда считают белое белым, а хорошее – хорошим, они часто знают, что есть иной мир... но признают только свой… а те, кто из другого мира – чужие, недоразвитые немного: ведь им кажется, это так просто - считать белое – белым, а хорошее – хорошим.
Особенно чужими таким стабильным людям кажутся живущие между мирами – в текучем и изменчивом пространстве и времени. В сумраке, полусвете-полутьме.

Сумеречным людям не единожды за день приходится выбирать, где они: на свету или во тьме. И большинство людей этого мира так и живёт в сумраке. Мерцая между тенью и светом. Ощущая сложность и многообразие своего мира и людей в нём. Изменчивость и текучесть мира. Равно признавая осмысленность и необходимость всех миров, их взаимосвязь и неразделённость. Признавая антиномичность белого и чёрного, более того, красного и синего )))

Но бывает и так, что люди сумрака раз и навсегда делают для себя выбор в пользу одного из статичных миров, например, светлого. И дальше всю жизнь пытаются выстоять, удержаться на очень ярком свету. И малознакомым может показаться, что свет и добро – их внутренняя сущность, а они про себя знают, сколько всего нужно преодолеть, чтоб сделать иногда простой шаг. Простой из системы координат стабильно и безнадёжно светлых.

Когда мне было 15 лет, в одном из сочинений на излюбленную школьную тему о выборе профессии я со свойственным мне простодушием, помнится, развивала наивную мысль, что мне совершенно безразлично, кем быть. Моя насущная потребность в том, чтоб быть хорошим человеком…
Хорошим – не то чтобы удобным другим, хотя и этого мне бы по возможности хотелось достичь. Но главное - сохранять гармоничное и ровно-спокойное отношение к себе и миру. Понимание и принятие этого мира. И достижение некой планки, ниже которой опускаться нельзя. И развитие в себе тех человеческих качеств, что не даны или просто их маловато. И что я очень хорошо понимаю, как это сложно.

Спустя некоторое количество лет я дважды пыталась рассказать этот эпизод разным людям. Совсем разным. Реакция их была совершенно одинаковой: так только в детстве можно думать и писать.
Меня это изумило.
Жить я так не перестала. Перестала рассказывать об этом.
Сейчас рассказываю - отвечаю на заданный на прошлой неделе вопрос. Или это недостаточный ответ?

Когда я читаю про всякие схемы и типологии, связанные с соотношением разума-эмоций-деловых качеств, всегда получается, что я такой, довольно никчемный представитель человеческого сообщества.
Когда я прохожу тестирование моего интеллекта или приемлемых для меня этических норм... или просто слушаю всегда меня забавляющие восхваления моих достоинств, я часто думаю: а если бы я в 15 лет не решила для себя, что мне важнее всех внешних достижений – личностное развитие? чего бы достигла? и достигла ли бы хотя бы чего-нибудь?

4 коммент.:

Анонимный комментирует...

Вот бедолаги! А им-то самим кажется, что они выбирают между светом и тьмой, ан нет, барахтаются в тине, и только светлые альвы понимают, как далеко всем до истинного света

Jenny комментирует...

я про это написала??? ооой

Kate комментирует...

про тину я как-то не вычитала ничего такого, не поняла как-то, на что нам намекал аноним((
а людей и темноты, и света объединяет, на мой взгяд, главное - это определённость. у кажого есть сформированная система координат, что хорошо, что плохо, правила и возможности всегда известы. как в шахматах: конь ходит только так, а ладья только так. и с той и с другой стороны всегда расставлено ударение и все перемены блюд расписаны и ничего неожиданного произойти не может...

PCxuatp комментирует...

ни убавить, ни прибавить )