пятница, 6 марта 2009 г.

путешествие в аршан


...еще я думаю, что хорошие люди вытягиваются, как цепочка.
Вытащишь из совершенно неожиданного места золотое звено – подружишься с хорошим человеком, и потянется (длинная или короткая – неважно) цепь его друзей, а значит – несомненно – тоже чудесных людей.
Я конечно, про Маришку. Послезавтра – годовщина героического переезда, а Маринка улетела в свой Иркутск. А мы грустим, между прочим!
Наверное, поэтому сегодня вечером я нахально не выполняю сделанный заказ – продолжить вчерашний "романтизьмъ" и написать – хм, о любви.
Лучше про хороших людей и то, что из этого следует.



…В позапрошлом году в Иркутске от своей сестрицы двоюродной и ее семьи я наслушалась про красоты Аршана. И начали мы им потихонечку бредить, размышляя, как бы туда попасть.
Весенняя двухнедельная поездка в Иркутск обещала многое, но Аршан – не Листвянка: ни музеи язык не повернется сговаривать нас туда отвезти, ни самим добраться, чтобы за день обернуться, невозможно…

И вот в аэропорту мы почему-то обнаглели и спросили, а нет ли у Марины знакомых с машиной… Безумные! А у нас самих – есть ли такие знакомые, которых можно попросить отвезти посторонних барышень за тридевять земель (и привезти обратно)? У меня, мне кажется, нет. А вот у Маришки – есть!
Так мы познакомились с Робертом.

Впрочем, второго такого человека, как Роберт, я всё равно не знаю.
У нас теперь есть своеобразный эталон обширного набора мужских качеств – тех, что всегда, наверное, ждёшь от – друга. Разумной доброжелательности, спокойствия, мягкого юмора, ненавязчивой, но настойчивой заботы (против которой роптать не хочется, а хочется с радостью эту заботу принимать)… не, я всё равно всего не перечислю, точно.
В общем, Роберт и отвез нас в Тункинскую долину.



Правда всю дорогу изумлялся, что нам там может нравиться (пример того, как мы не ценим и не понимаем красоты многажды виденного, привычного, хы)… Но честно выполнил всю предписанную (Маринкой, мы это чувствовали!) программу – хариус на перевале над Култуком, долина Кынгырги, посещение дацана, монгольские сувениры, первый водопад и, конечно, – позная.
Впрочем, мы так скакали и сияли и щебетали, что усомниться в том, как нам хорошо на Аршане, было, наверное, невозможно… А зловредная Катька на возглас Роберта, как ему хочется приехать в Питер, увидеть Петергофские фонтаны и дворцы, тут же парировала: Петергоф? Я там живуууу... да что там смотреть... Роберт смеялся, ага.

Тункинская долина - это предгорье Восточных Саян, ехать ближе - да, от Иркутска (230 км, а от Улан-Удэ - 450), но вообще-то это - Бурятия. До Монголии от Аршана километров 80.
На карте если - это здесь (видите долину слева внизу? между Кыреном и Култуком? флажки я еще не научилась расставлять, извините, исправлюсь... - исправилась ))) 15 июня 2010):


Просмотреть Аршан - Тункинская долина на карте большего размера

Тункинская долина известна своими минеральными источниками. Собственно, Аршан вообще-то и переводится как источник, как правило, целебный, аршанов в Бурятии множество.
В поселке Аршан Тункинского района несколько источников разной температуры, особенно полезной считается холодная углекислая кремнистая вода (явственно отдает рыбой, но не противно), по составу близкая к минеральным водам Карловых Вар (только у них - теплые).
Сейчас в Аршане расположен известный курорт. Помимо воды, тут лечат - солнцем! Говорят, что по количеству солнечных дней в году Аршан далеко обгоняет Крым...





Дацан в Аршане. Очень меня растрогало, что везде - у субурганов и хурдэ - стоят маленькие опечатанные "копилки", чтоб не пропадали подношения. Не так как в богатом Иволгинском - где просто земля усеяна монетками...
Оказалось, что Хойморский дацан в Тункинской долине был основан тоже Агваном Доржиевым, в 1916 году (и закрыт в 1936).
В 1991 году сохранившийся дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева был передан местной буддийской общине, и здесь возобновлен Хойморский (Аршанский) дацан «Бодхидхарма».



Горная река Кынгырга (выяснилось, что в переводе это - барабан!) протекает через территорию курорта и поселка Аршан. Вода чудесного изумрудного цвета, и даже застывший лёд - с зеленоватым оттенком!



Дно реки выстлано отполированным водой мрамором розового и жёлтого цветов.
Выше по течению Кынгырга зажата узким каньоном, некоторые осыпи гор очевидно мраморные.







Тропинка, по которой мы поднимались, тоже вся в заполированном ногами путников мраморе - ощущение странное: дорожки Римского форума так примерно выглядят )))





В верховьях реки около дюжины живописных водопадов, высота падения воды у некоторых - 10 метров. Мы дошли только до первого - красиво, но все загажено подписями обезумевших приезжих.



Выше в горах чище, там есть озёра и альпийские луга... Однако рассказывают, как мгновенно и непредсказуемо меняется в горах погода, как легко заблудиться без опытного проводника...
В общем, выше нас идти не пустил Роберт: ни одежда, ни обувь наша не соотвествовали сезону и походу в горы.
Но мы были и так необыкновенно довольны.
Катька сидит на льду и греется на солнышке. А следом на картинке - мохнатый тункинский бычок. Коровы у монгол (и бурят) мелкие и зимой очень шерстистые. Замечательны тем, что не стоят уныло зимой в стойлах, а пасутся и ищут себе пропитание...





У меня на апрельском солнце обгорели нос и скулы, а от свежего воздуха и горячих поз сразу стало рубить в сон. Ещё не успели мы выехать из Аршана, я уже сопела на заднем сиденьи... Однако была разбужена Катькиным воплем: лошади, лошади! Роберт тут же остановил машину, и я - как была босая и сонная - выпрыгнула фотографировать.
...Они шли одни, табунком, и переговаривались друг с другом. Горбоносые, маленькие, тоже ещё в клочках зимней шерсти...
Фотографировала мало, зачарованная их самостоятельностью... А потом оглянулась и увидела, что успела пройти (босиком, в апреле, ага) метров 30, но что машинка аккуратно пятится за мной, чтоб мне не возвращаться... это - Роберт!



...В общем, Маринка, приезжай уже скорее.
Будем опять про тебя часто думать и говорить, и редко звонить.
И разговаривать смущённо, что вот неделя прошла, а мы опять не увиделись.
Конечно, это может казаться странным: не видеться неделями, будучи в одном городе, а потом причитать, когда человек город покидает…
Хм, я так же в прошлом году, кстати, недоумевала, уезжая из Ярославля и слушая легкие упреки, что уезжаю, от людей, которых вообще не видела месяцами, годами… Думалось мне: ну, ведь все равно не видимся, какая разница, где я… Может, просто для меня Ярославль – город густонаселенный (семьи, приятели, коллеги и просто любимые люди), а Питер – пока не очень.
Может, потому сама сейчас так болезненно ощущаю каждое «вычитание» из круга?


5 коммент.:

Kate комментирует...

Прими, земля, сыновнее спасибо,
Святой водой Аршана угости,
Чтоб я обрел невиданную силу
Для дальнего нелегкого пути... (один из вариантов гимна Бурятии)
Это одно из лучших мест на земле, я очень счастлива, что я там была, и не теряю надежды оказаться там снова. Моя благодарность Jenny, Марине и Роберту.
А портрет Роберта запостишь? ;)

Jenny комментирует...

я честно пыталась Роберта вчера художественно откромсать на известной тебе фотографии, целиком почему-то не стала выкладывать... если настаиваешь - положу )))

Jenny комментирует...

а вообще-то он там есть, с тобой рядышком, в паджерке ))) на фоне гольцов Аршана )))

*N*a*t*a* комментирует...

а я в очередной раз будто побывала))) красиво

Анонимный комментирует...

Понравился пост. спасибо