воскресенье, 29 марта 2009 г.

ещё про орёл... и про войну


Вчера после поездки в Спасское всё думала я про Мценск, про войны, про смену населения - мирные незаметные миграции, не переселения народов и сотрясение империй... Написала на основе всего здесь уже существующего и вчерашних метаний сочинение... Повторяю здесь по Катькиной просьбе некоторые пассажи, с вариациями...

Думала о бывших оккупированных территориях и городах, разрушенных войнами, о том, как сохраняется наследие и что важнее - страдать по утраченному и поддерживать-восстанавливать еще сохранившиеся руины в их первоначальном назначении или пытаться встроить сохранившееся в новую систему ценностей и знаков…



Чем был знаменит Орёл и чем он отличается от других провинциальных городов – так это нечеловеческим количеством писателей, которых породила и взрастила Орловщина. Это такой феномен, между прочим, который не вполне отрефлексирован, мне кажется.
Из первых имён – это конечно, Тургенев, Фет, Лесков, Бунин. Но еще и множество второстепенных - которые среда, слой, почва… и без которых все равно русская литература XIX столетия немыслима…
В здешнем Литературном музее писателей-орловцев выделены архивные фонды 180 местных писателей… Ужас, моей ерудиции не хватает даже, чтобы представить – столько!
Завтра я туда иду, кстати, с местной культурной начальницей - уговаривать их не делать столько фондов и инвентарных книг, 180!! оцените!!! Заранее трепещу ))

Литературные мемории – одна из главных Орловских тем, кажется. Усадьбы многие сохранились, есть хорошие музеи-заповедники в них, в городе тоже восстановлены дома и городские усадьбы литераторов. Но – показано все сугубо традиционно… не слой, круг, феномен, а опять – жизнеописание, да со смещением значимости меморируемого персонажа и реальных звёзд в пользу меморируемого )))
Это здание Литературного музея и памятник И.С. Тургеневу, памятник Н.С. Лескову уже есть в отдельном сообщении )))






Вторая значимая тема здесь – война. Точнее, сугубо мирный город, через который прокатились крестьянские войны, Смута, война 1812 года, поход Добрармии и – Отечественная. Последние две разрушили город напрочь.

Ещё раз повторяю здешние значимые памятники архитектуры:
Довольно однотипные храмы XVIII века. Это церкви Михаила Архангела, Троицкая и Богоявленская... На самом деле есть и пятиглавые (такие, "московские"), но мы до них не добрались ((








Сохранилось в городе немного дворянских и купеческих усадеб провинциального классицизма, зажатых постройками сталинско-брежневской эпохи...







Из сколь-нибудь заметных памятников архитектуры примечательны уже упоминавшиеся торговые ряды середины XIX века. Оказывается, они были нормальные - двухэтажные, вдоль одной из сторон улицы Гостиной... Но в 1950-е годы их надстроили и - выстроили напротив них вдоль другой стороны той же улицы зеркальное здание, забавно.
Ещё есть Городская дума (в ней теперь один из театров) с примыкающей к ней гимназией... И еще тоже упоминавшееся здание банка начала XX века.



Основная застройка города – здания 1950-х: Орёл вошёл в список 15 наиболее разрушенных войной городов, подлежащих восстановлению в первую очередь.
И вот тут и появляется тема – что есть восстановление.
Восстановление разрушенных иногда до фундамента памятников историко-культурного… или – строительство нового, своего, вне традиции бывшего…
Вот в Орле на месте утраченного Дворянского собрания – коробка театра. На месте городских усадеб унылые варварские девятиэтажки – на и без того высоком берегу при впадении Орлика в Оку. Нет городского ансамбля, эстетичной набережной, гармоничной линии крыш… Глаз нервничает, мой, по крайней мере…



Есть отдельные забавные здания - бывший Дом политпросвещения, ныне - Музей изобразительных искусств, Гостиница "Орёл", Дом книги, с головами великих писателей и нравоучениями на фронтонах, здание УВД с танкистом-пограничником-пехотинцем в нишах и другие есть еще, но их немного...











После Кёнигсберга для меня Орёл второй город, где так заметны утраты – причём не только материальные, но и мировоззренческие, что ли.
Но Кёниг – город в некотором смысле чужой. Там, может, сложнее оценивать, что есть наследие и как его показывать - из-за как раз неоднозначности отношения к памятникам другой идеологии. Не знаю, внятно ли я доношу, что думается…

А вот Орёл и мой мечтанный и так меня вчера, проездом в Спасское-Лутовиново, расстроивший – Мценск… Орёл-то ещё угадывается, каким он был, но современный непривычен мне, выросшей и живущей среди сохранившегося наследия… А былого Мценска нет вовсе...
И ведь за последнее тысячелетие глобальных потрясений, передела территорий здесь не было (ну, я сознательно упускаю принадлежность региона к Речи Посполитой – не настолько явна культурная разница всё же?). Этнически население не менялось, культура, кажется, развивалась поступательно. А наследия почти не осталось – войны. И коренного населения – нет: довоенный Орёл – стотысячный, от жителей после оккупации, миграций 1950-х мало кто остался, а сейчас население – 300 тысяч, все новое. И нет - традиции. Очень, кстати, ощущается это в музейном деле.

Можно рыдать об утраченном. Но ведь уже третье поколение город считает своим, и это уже другой – город… Нас, вот, ужасно порадовало, с какой извиняющейся, но твёрдой интонацией сказано было одним из местных – ну, да, всё разрушено, но для нас уже и немногочисленные строения 1930-х, и даже многие из зданий 1950-х – памятники архитектуры…


1 коммент.:

Kate комментирует...

Да, меня очень поразил Кёниг тем, что местным жителям начхать на его историю, дела нету, и сохранять неинтересно. Старые улочки, носящие имя Степана Разина, Минина и Пожарского выглядели несколько странно для моего глаза. Вспоминается бырышня из музея, которая сказала "наш город очень молодой, ему всего 60 лет" и не почувствовала в этом никакой ошибки или неточности.